“Зaпoрoжцу” — 60. Летопись одного автомобиля

Автор: AdminGWP

Рубрики: Без рубрики

Дeнь рoждeния ЗAЗ-965 прaзднуют тoржeствeннo — с тoртoм в видe мини-вeрсии “гoрбaтoгo” и с юбилeйным aвтoпрoбeгoм пo цeнтрaльнoму прoспeкту Зaпoрoжья

1 oктября 60 лeт нaзaд нaчaлaсь эпoxa микрoлитрaжныx укрaинскиx aвтoмoбилeй. С кoнвeйeрa вышeл пeрвый «Зaпoрoжeц» — ЗAЗ-965 (извeстный в нaрoдe кaк «гoрбaтый»).

Сeгoдня в Зaпoрoжьe oтмeтили юбилeй, прaзднoвaли в тeснoм кругу влaдeльцeв “Зaпoрoжцeв”. Сoтрудники музeя “Фaэтoн” зaкaзaли тoрт в видe мини-вeрсии “гoрбaтoгo”, a пo цeнтрaльнoму прoспeкту Сoбoрнoму прoвeли aвтoпрoбeг, в кoтoрoм приняли учaстиe oкoлo двуx дeсяткoв aвтoмoбилистoв.

Корреспонденты Укринформа напросились в регулы к “фаэтоновцам” за в некоторой степени часов до начала празднования, так чтобы в спокойной обстановке и без суеты унюхать историю ЗАЗ-965 — того самого автомобиля, с которого началось изготовление “ЗАЗиков”.

Прототипом «Запорожца» является макаронистый “Фиат-600”. Тачка изначально разрабатывался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА).

“В первых образцах ставили мотоциклетные моторы, которые устанавливались сверху тяжелые мотоциклы УРАЛ. Когда предубеждённо подошли к возможностям московского завода, поняли, ась? еще одну модель они отнюдь не потянут, мощностей не хватало. Нужен был иной двигатель. Начали искать, какой а завод подойдет под производство автомобилей. “Коммунар” возьми тот момент был заводом сельхозтехники, подошел по мнению всем параметрам, а мелитопольский моторный заводишко начал осваивать автомобильный мотор.

Соработник музея "Фаэтон" Симоня Мушер

С 1958 года в Запорожье начали ездить специалисты горьковского автопрома и всего по (по грибы) 1,5 года (это рекордные сроки) свой завод перепрофилировался в автомобильное предприятие. В результате, в 1960 году “Коммунар” выпустил совдеповский малолитражный народный автомобиль под названием “Запарик” (ЗАЗ 965)”, — рассказывает энэс музея “Фаэтон” Сеня Мушер.

Тогда из-за необычной склад кузова автомобиль получил прозвище “одногорбый”. Он пришелся по душе людям, важность его была доступной. Сегодня в интернете дозволительно найти информацию о том, что сила Запорожца” была равна цене тысячи бутылок водки. Как бы то ни было, в “Фаэтоне” говорят, по какой причине это не совсем корректное соотнесение.

“Это миф. Критерий цены заключался в размере заработной платы среднего специалиста, инженера, хоть бы. Цена не должна была перекрывать 10 зарплат. “Запорожец” продавался невыгодный только внутри страны, но и получай экспорт, его закупали многие страны. Быль, на экспорт он шел подо именем “Ялта” и в побольше дорогой комплектации: наружные зеркала, двухцветная тембр кузова, дополнительные молдинги, радиоприемник и пепельница — на) все про все этого в бюджетной версии не было”, — рассказывает Мушер, показывая “Ялту”.

Экспортная разночтение представлена в запорожском музее в белом цвете с кофейными вставками.

В советские период, было принято демонстрировать новую технику в Кремле. “Запор” не стал исключением. Его возили получи и распишись одобрение тогдашнему “вождю” Никите Хрущеву.

“Хрущев одобрил мотор. Да, были замечания по поводу того, словно автомобиль двухдверный и, возможно, тесноват, только в общем, автомобиль понравился. Один копия остался в Москве, а второй — вернулся в Александровск. Но сегодня его в нашем городе ни духу”, — добавляет Семен Мушер. 

“Горбатенький” кабриолет мог “разогнаться” по 90 км/ч. Проходимость автомобиля повышало так, что двигатель был установлен спереди, а вот к тому, что двери открывались встречу движению, нужно было привыкнуть.

“Лупить такое понятие, как автомобильная привычка. Она всегда была. Самое важное — оный автомобиль был на порядок предпочтительнее, чем мотоколяски, которые выпускал Серпуховский обычай. “Запорожец” был сильнее комфортабельным и более мощным. И еще Вотан важный момент — “Коммунар” выпускал сериально порядка 6 модификаций для людей с инвалидностью, могли пусть даже изготавливать под заказ, учитывая особенности человека. Были госзаказы, автомобили невыгодный продавали, а выдавали людям с ограниченными возможностями. Далее нашего завода ни одно автомобильное поступок в СССР не выпускало серийно аппаратура для людей с инвалидностью”, — по слухам в музее.

ЗАЗ-965 — снимался в фильмах “Царица бензоколонки”, “Три выгода два”, “Легавый”. Он “засветился” в мультфильме “Сезон в Простоквашино” и “Ну, момент!”.

Английский журналист Джереми Кларксон, передовой телевизионного шоу «Top Gear» снял кинофильм о “Запорожце”, в котором высмеял люкарна в полу автомобиля. Мол, сделали его на того, чтобы рыбу ловить разрешено было. У сотрудников “Фаэтона” таковой ролик вызвал возмущения, а факт насчет рыбалку и люк они назвали “чушью”. “Сие технологический люк”, — объяснили в музее. 

“Горбатые” автомобили со временем заменили “Ушастые” (ЗАЗ-968) и “Эмки” — модернизированный ЗАЗ-968М. Они были оснащены сильнее мощным двигателем, чувствовали себя устойчивее держи дорогах, имели габариты побольше и зал повместительнее. Последний “Запорожец” сошел с конвейера 15 июня 1994 возраст. Он также есть здесь, в “Фаэтоне”. 

“Я бессчётно проехал на ЗАЗ-968М. Меня в нем всегда устраивало. Вместе с семьей на нем путешествовали”, — вспоминает Услышавший Мушер.

В запорожском музее “горбатистый” представлен в трех экземплярах: предсерийная вариант, ЗАЗ-965 и экспортная версия ЗАЗ-965АЭ «Jalta» («Ялта») али «Eliette».

Ольга Звонарева, Александровск

Фото Дмитрия Смольенко

Обсуждение закрыто.