Всe тo, чтo автор этих строк нaзывaeм русским рoкoм, родилось в 1980-е годы. Часто говорят, что Силка русской литературы в том, что она заполняла нишу русской философии. Если только так, то русский рок выполнял роль русской поэзии.
Сперва-наперво он был больше и шире самого себя. В текстах русских рокеров безлюдный (=малолюдный) было розовых очков – там было бунтарство и антисистемность. А потом случились нулевые, и и тот и другой отечественный Сид Вишес поспешил стать Иосифом Кобзоном. Включая и автора этой пророческой формулы Костю Кинчева.
Русских рокеров одомашнили. Сурков писал тексты с целью «Агаты Кристи», Путин брал в поездку на желтой «Калине» диски «Чайфа». Изо протестно-злого русский рок все быстрее дрейфовал в сторону буржуазно-сытого. Наместо обнаженного нерва – обезболивающий укол тщательно дозированной эмоции, густо перемешанной с ностальгией в (видах сорокалетнего офисного планктона.
В нулевые годы рок стал мейнстримом и бизнесом. Главные темы в творчестве скатились к хрестоматийному «меня ни одна душа не любит», или же «меня никто не понимает». При этом самих провидение-исполнителей любили, старательно понимали и уж точно пальцем на дверь без- показывали.
Три года назад эта реальность умерла.
За Крыма и Донбасса каждому пришлось определяться со своей стороной баррикад. Появились вопросы, получи и распишись которые можно дать лишь односложные ответы – в такой ситуации уже мало-: неграмотный получится выступать «за все хорошее против всего плохого».
И в текущий момент те, кого принято было считать рокерами, оказались перед выбором. По части логике вещей если ты бунтарь и пришло время лезть на баррикады, ведь они должны быть оппозиционны властной вертикали. Но влезать в собственную двадцатилетнюю шкуру в оный момент, когда тебе уже скоро пятьдесят – некомфортно. Многие предпочли альтернативу.
Во всяком случае вся медиавойна последних двух лет – это дискуссия о том, кто тут. Ant. там слабый, а кто сильный. Давиды против голиафов, спартанцы против персов, польская конница против танков Гудериана – в таких схемах моральная поддержка всегда достается слабому. Вследствие чего что сражаться против превосходящих сил – это торжество духа над обстоятельствами.
И кубок этого выбора не миновала российскую рок-музыку. Выбор прост: есть быть солидарным с меньшинством и выступать против желающего повоевать государственного Левиафана. А позволяется объявить саму Россию контрсистемой, которая противостоит большому и сильному Западу. И продлевать ощущать себя бунтарем, выходя на сцену во время праздничного концерта после случаю Дня полиции.
Последние двадцать лет мы жили в эпоху, кое-когда можно было быть сторонником самых разных – порой взаимоисключающих – вещей. За примером далеко ходить не нужно, империи и Довлатова. Любить первую за мощь и силу, а второго – за изобретательность и искусство грустных улыбок. Можно было уважительно отзываться о Сахарове и рассуждать о достоинствах гонки вооружений.
Слияние логик никого не ставило в тупик – время постмодерна характеризуется неразберихой жанров. Хотя это время закончилось три года назад.
Мы вновь окунулись в предметность, которая лишена права на двоемыслие. И в этой реальности русский рок оказался в ловушке. Значительная кумиров попросту не выдержали испытание благополучием.
Они так и безграмотный поняли, что эстетическое уже неотделимо от этического. А музыка, которую ваша милость слушаете, – уже чуть больше, чем просто аккорды и рифмы.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Статьи