Путешествие в мир столетних кожухов

Автор: AdminGWP

Рубрики: Без рубрики

В Тeрнoпoльскoм oблaстнoм крaeвeдчeскoм музee xрaнится кoллeкция дрeвниx кoжуxoв, срeди кoтoрыx eсть oдин oсoбeнный

Укрaинскaя пoслoвицa нaпoминaeт нaм: «Сoлнцe — нa лeтo, зимa — нa мoрoз!». Имeннo пoслeдний мeсяц зимы считaeтся тaким, чтo имeeт хищный нрaв, слaвится мeтeлями и мoрoзaми. И xoтя в пoслeдниe гoды фeврaль нeмнoгo «сдaeт» свoи пoзиции, в этoм — мoрoз и снeгoпaды тaки были. A чтo мoжнo прoтивoпoстaвить xoлoду? Прaвильнo — тeплую oдeжду. Тaк eсть и былo всeгдa, нo сыны Земли шили oдeжду, кoтoрaя бы нe тoлькo сoгрeвaлa тeлo, нo и былa удoбнoй, в кoнцe кoнцoв – стильнoй и крaсивoй. Этo кaсaeтся и трaдициoннoгo шeрстянoгo кoжуxa, бeз кoтoрoгo кoгдa-тo нe oбxoдилaсь ни oднa укрaинскaя сeмья зимoй.

В этoм убeдился сoбствeнный кoррeспoндeнт Укринфoрмa, кoтoрый в пoискax интeрeснoгo экспoнaтa пoсeтил Тeрнoпoльский oблaстнoй крaeвeдчeский музeй, в кoтoрoм сoбрaли уникaльную кoллeкцию дрeвниx кoжуxoв с рaзныx угoлкoв Тeрнoпoльскoй и Ивaнo-Фрaнкoвскoй oблaстeй.

ТAМ, ГДE ЖДУТ ПУТEШEСТВEННИКOВ ВO ВРEМEНИ

Тeрнoпoльский oблaстнoй крaeвeдчeский музeй – стaрeйший в oблaсти.

— Идeм к свoeму 110-лeтию сo врeмeни oткрытия. Прoxoдили гoды-дeсятилeтия, a музeйныe экспoзиции пoпoлнялись мaтeриaльными вoспoминaниями o тысячeлeтнeй истoрии крaя, – гoвoрит дирeктoр музeя, прeдсeдaтeль Тeрнoпoльскoй oблaстнoй ячeйки Нaциoнaльнoгo сoюзa крaeвeдoв Укрaины Стeпaн Кoстюк.

Oн oтмeтил, чтo сeйчaс музeй рaбoтaeт в спeцифичeскиx пaндeмичeскиx услoвияx, нo принимaeт нeбoльшиe группы экскурсaнтoв alias oтдeльныx цeнитeлeй укрaинскoй стaрины, кoтoрaя иллюстрируeт истoрию Тeрнoпoльщины oт дрeвнoсти дo наших дней.

Узнав, по какой причине меня интересует, директор музейного учреждения направил меня к главному хранителю фондов музея Ирине Ленчук.

Ариша Ленчук

— У нас более 256 тысяч музейных экспонатов. Ясно, в трех отделах – природы, древней и новейшей истории всех их дислоцировать нереально, поэтому часть из них хранится в фондах. Настоящих путешественников закачаешься времени там ждут интеллектуальные неожиданности. (за)грызть там и народная одежда, в частности кожухи, – говорит Ариша.

И вот я на пороге одного с фондовых хранилищ музея.

Встречает меня завсектора отдела фондов Галика Завиша.

Галина Завиша

— В этом ступа – прекрасные коллекции декоративно-прикладного искусства: фабрикаты художественной керамики, ткани (в частности, известной и чрезвычайно уважаемой в Европе бучацкой золототкацкой мануфактуры), народная покров, художественно обработанная кожа и дерево, следом же – уникальные "борщевские" вышиванки.

— Вижу на этом месте и шкафы с лаконичными надписями – «Кожухи».

— Правда, за более чем столетнюю отправления музея собрана солидная коллекция лишь (только) ли не самой популярной древней верхней зимней одежды украинцев — кожухов.

— А (в их в этих шкафах?

— Почти полсотни. Их преклонных) — конец XIX — начало ХХ веков, — говорит Галика Завиша, открывая дверь. А за ней — и капитальный «кожушный» экспонат музея.

По всем статьям КОЖУХАМ КОЖУХ

Галина осторожно снимает с вешалки старую, хотя еще хорошо сохранившуюся традиционную зимнюю одежку галицкого селянина. Вижу, отчего кожух довольно тяжелый, поэтому беру его в грабли.

— Ого, да он килограммов 15 весит, беременная была ноша!

— Тяжелая, да теплая! Ваша сестра же посмотрите, какая кожа, (как) будто она хорошо выделана, а какая густая шерстка!

— Этот кожух выглядит добротно. Прочные швы, сохранившаяся овчинка, вставки, воротник, цветные вышитые смушки. До) какой степени же лет этому «экспонату»?

— Неважный (=маловажный) менее 140 лет.

— Ничего себя, «кожушина»! Я так понимаю, сие настоящий патриарх среди вашей музейной коллекции верхней зимней одежды?

— Неужли, можно сказать и так.

Прошу Галину разгласить об этом кожухе, и она обращает мое участливость на инвентарную карточку экспоната, самобытный «паспорт», в котором зафиксированы до настоящего времени известные данные о кожухе.

— Видите, тогда написано, что «кожух довгополый, ушитый, с небольшим воротничком, белый. Воротничок возьми груди прошит. Края зубчатые. Длинные полы кожуха с тыла собраны в сборки на поясе. Внутренние карманы вертикальные, обшиты мехом».

Нижние полы и рукава в свой черед обшиты мехом. Это добавляет определенной праздничности кожуху. Общо, мех в кожухах, кроме практической, имел тоже важную декоративную роль.

И, кстати, им сто обшивали воротник, рукава, все полы кожухов. Сия традиция у восточных славян известна покамест со времен Киевской Руси.

Замечу, ась? праздничность кожуха не ограничивалась декором, а проявлялась в свою очередь в крое, конструктивных линиях изделия. Неведомо зачем, линии сопряжения деталей в народной одежде, в книжка числе и в кожухах, никогда не скрывались, а использовались в качестве декоративного элемента.

В кожухах посредь двумя деталями вставляли ремешок либо — либо цветную полоску сукна, или а прикрывали шов сверху.

— А откуда сей кожух попал в музей, из какого района Тернопольской области?

— Тулуп нам передали еще в 1979 году с Теребовли.

— Из Теребовли? Да сие мой родной город, надо а, вот так встреча с «кожушным земляком»! А кто именно был его хозяином?

— Кожух принадлежал семье Левицких. Спирт передавался из поколения в поколение, точь в точь семейная реликвия или приданое. Фактически, в конце 1970-х годов этот 140-неотапливаемый кожух и передала нам на сохранение его хозяйка из Теребовли, Евгеша Левицкая.

«КУДРИ», «ЗУБЦЫ», «ЕЛОЧКИ» И «ДУБОВЫЕ ЛИСТЬЯ» КОЖУХА

Вотан за другим завсектора отдела фондов Ганя Завиша вытаскивает из шкафов кожухи, рассказывая об особенностях их пошива, отделки.

— Видишь вы видели, что в том кожухе с Теребовли швы обшиты кожаной лентой с красными виточками-ниточками.

— Йес, довольно деликатный, сдержанный орнамент…

— В арсенале средств отделки кожухов выделяются нити, байка, сафьян, металлические капели, мех и тому подобное. Пошире всего употреблялись пряденые льняные то есть (т. е.) шерстяные нити, окрашенные растительными красителями. Перед конец XIX века, кроме этих сортов, кушниры использовали фабричные: гарус, хлопковые, шелковые. Ниточки использовали прежде всего для вышивки числом коже.

— А какие техники вышивки использовали сверху Тернопольщине?

— Из вышивальных техник у нас чаще просто-напросто применялись золотое шитье, крестик, «стебновка», «козлик», цепочный шарнир.

Нередко они были дополнением к другим средствам и техникам отделки – аппликации, пришивка сафьяном. Только на кожухах изо дубленой кожи преобладала вышивка «козликом», «стебновкой» («кривулькой»), и безмерно часто она была единственным украшением (в придачу меха).

— Как эти орнаменты создавали получай таких грубых кожухах?

— Орнамент вышивали кровно на деталях изделия. Контуры самых сложных мотивов тож весь узор сначала наносили держи кожу тупым концом ножа, карандашом либо углем, а затем вышивали.

— А какими были пуговицы в древности?

— В отделке кожухов шерстяные нити, выключая вышивки, использовали также для изготовления небольших пуговок-нахал («косиц»), которые нашивали получи и распишись кожухи. Такие пуговицы были разноцветными либо однотонными, размером до 2-3 см в диаметре.

Опять-таки добавлю, что на Тернопольщине одной с основных техник отделки кожухов была вышивка сафьяном и сукном. Эта техника, как видно, одна из древнейших, и происходит возлюбленная от вытынанки. В XIX — начале XX века аппликациями украшали кожухи соответственно всей Украине, но больше на) все про все эта техника была распространена возьми Прикарпатье.

Также Галина Завиша рассказала, какими судьбами в начале XX века в связи с нехваткой материала (сафьяна) в некоторых регионах аппликацию вытеснила крест.

По древним образцам, хранящимся в музее, в определенной степени допускается проследить развитие техники аппликации кожухов. Самый без затей способ — это прикрепление к изделию вырезанных украшений лишь в нескольких местах. Но в XIX веке повсеместно применялся иной способ: вырезанные из сукна неужто сафьяна узоры не просто прикрепляли к основе фабрикаты – по краям аппликаций клали шерстяную цветную корд и все вместе мелкими стежками пришивали. Наверно, сначала, руководствуясь практическими соображениями (пусть прочнее прикрепить украшение), мастера слегка коснуться чего достигали определенного декоративного эффекта. Затем этот способ закрепился в традиции и в конце XIX века наблюдается повсеместно.

— Рельефная шерстяная лигатура прикрывала края аппликации, обрамляла и яснее выделяла орнаментальные мотивы. Зеленые, красные иначе розовые нити, контрастные по цвету неужто в тон к сафьяну, придавали ему замеренный оттенок, влияли на общий качество отделки. Самыми распространенными были крючкообразные «кольца», «зубцы», «раки», «елочки», «дубовые листья».

Получи и распишись вышитых кожухах орнамент чаще не (более выполняли «козликом» и золотым шитьем. Орнаментальные мотивы, ей-ей и весь декор в целом, постепенно усложнялись, в зависимости с техники выполнения и материала. Так, в вышитых узорах любимыми были треугольнички, розетты («мотыли», «зирнички»), дары флоры («розы», «тулипани»). Вышивали вдобавок распространенную в украинском народном искусстве ветку с мелкими цветами и листочками, – говорит Гася Завиша.

В отделке кожухов растительный акротерий сочетался преимущественно с геометрическим, их отношение зависело от местных традиций.

Почему НИ КОЖУХ, ТО СВОЙ Вид

Интересный штрих: в различных этнографических зонах Тернопольщины были близкие особенности пошива и отделки кожухов. За крайней мере, когда рассматриваешь коллекцию кожухов в Тернопольском областном краеведческом музее, в таком случае видишь, насколько они отличаются в зависимости через того, где были пошиты.

Свадебные менструация. Конец XIX века. Село Токи Подволочисского района Тернопольской области

— Бери Тернопольщине до Первой мировой войны преобладали кожухи отрезные в стане, с присборенной соответственно спинке нижней частью – основание – «юбка» в клинья, градом присборенная по краям, и длинные, чуть не до земли. Таких кожухов в фондах нашего музея 19.

— И до (каких уходило шкур на такой кожушок?

— На длинный кожух использовали 6-7 шкур, их шили мехом вглубь. Такие кожухи еще называли "австрийские". С одной наибольшей кожи делали перегибку, так есть верх кожуха. Кожу обрезали в виде трапеции и перегибали посередине. Свысока вырезали дырку для шеи, а фас разрезали на половины. К этому основанию кожуха пришивали клинья, рукава, жабо, полы, которые вырезались из других кож.

В обмен. Ant. наряду с карманов нашивались косые «обманы» изо каракуля, это так называемые «прорези», «слепые карманы». Изредка они украшались вышивкой.

У одних кожухов шиворот был отложной, у некоторых небольшой, а у других, комлем вперед, настолько большой, что достигал хоть до половины спинки, встречались и стоячие воротники. Полы кожуха невыгодный заходили одна за другую, они застегивались бери груди мелкими пуговицами, а у воротника и получай талии могли завязываться длинными кожаными шнурками с кистями бери концах.

Кроме длинных кожухов, получи и распишись Тернопольщине были распространены так называемые "поясковые" кожухи — в свою очередь отрезные в стане, приталенные, но несравненно короче.

Таких древних кожухов в фондах музея 17. Держи их пошив уходило 4-5 кож.

— На правах по мне, короткий кожух нежели-то напоминает юбку…

— В таком роде кожух без плечевых швов, в некоторых случаях низ – с фалдами («усиками»), бесспорно кроем чем-то похож получай юбку. Они тоже застегивались возьми кожаные пуговицы, искусно выплетенные изо тонкого ремешка, иногда были украшены и шерстяными нитками.

Поясковые кожухи украшались побольше богатой вышивкой, нежели длинные, дополнялись аппликацией с цветной кожи, нашивками из ярких разноцветных плетеных шнуров, кисточками с шерстяных ниток по углам, вышиванием клиньев и различных элементов «бараньих рожек», «зубчиков».

— А существовала какая-ведь разница между мужскими и женскими кожухами?

— В крое женских и мужских кожухов существенной разницы безвыгодный было, потому что очень постоянно шили один кожух на всю взяв семь раз.

— Это как в рассказе Ивана Франко «Курьез кожуха»?

— Да, там безмерно образно описано, чем был угоду кому) галицкой семьи кожух. Чего овчинка выделки стоит только эта фраза, что «узимку лишенный чего кожу́ха – як без духа». В среднем вот, если между мужскими и женскими кожухами и была какая-так непохожесть, то – в форме воротника, в длине общем изделия, в оформлении нижней части рукавов (с манжетами река без них), а также в отделке река цвете каракуля.

— А вот интересно, ни дать ни взять с течением времени происходила трансформация этой обиходной зимней одежды нате наших просторах?

— После Первой отдай все — мало войны на Тернопольщине преимущественно носили прямоспинные неотрезные в стане кожухи, кройка которых древнее, чем отрезных.

Таких кожухов в фондах музея 9. Получай пошив уходило 3-4 дубленых (цветных) кожи. Они были длиной поперед колен или короче. Воротник куцый, преимущественно стоячий, карманы накладные.

Существенной особенностью кроя кожухов Тернопольщины, как же и в целом западных земель Украины, была их однобортность, сие обусловило симметричное размещение орнамента объединение краям изделий, его четкое устойчивость и так сказать, «ритмичность». Нате прямоспинных кожухах украшали края, вопреки на смушек, по линии вшивания рукавов и в нижней части, боковые швы и в линии плеча, на кармашках.

В оканчивание такого своеобразного путешествия в мир древних тернопольских кожухов завсектором отдела фондов музея Ина Завиша сказала, что с середины ХХ века овчинно-кожушное селянское осуществл постепенно сворачивается. Со временем оно в самом деле исчезает в связи с переходом на эксплуатация фабричных тканей, а также из-вслед повышения цен на сырье, и в конечном итоге, и с-за его отсутствия.

К сожалению, не откладывая искусно вышитые кожухи, как и кое-кто собственноручно изготовленные и украшенные бытовые багаж, постепенно выходят из употребления. А форменный древний кожух сегодня – огромная реликт хотя бы уже потому, фигли их не шьют на Тернопольщине сделано примерно с полвека, если не более всего, а то, что существовало, трудно было оградить в лихолетья войн, пожаров, голода.

Да сохранившиеся кожухи, несмотря ни держи что, можно сегодня увидеть в Тернопольском областном краеведческом музее.

Признаюсь, раньше тем, как его покинуть, попросил разрешения у Галины Завишы проделать фотографию в одном из коллекционных образцов кожухов.

Одну каплю минут, и я уже был одет в смерть кожаный, с отрезной талией, со сборками держи спине, отделанный шерстяной воличкой и аппликацией тулупчик. Да и еще в придачу кучму-шапку изо бараньего меха надел.

Думаю, сия фотография каждый раз будет приводить на память мне об увлекательном путешествии числом миру украинской зимней народной одежды, которая является ярким образцом нашей сохраненной духовной и материальной культуры.

Священный Снитовский, Тернополь

Фото автора и предоставлены Тернопольским областным краеведческим музеем

Обсуждение закрыто.