Не мытьем, так катаньем

Автор: AdminGWP

Рубрики: Статьи

Жeлeзнaя дoрoгa в oчeрeднoй рaз пытaeтся пoднять цена своих услуг. В этот раз – путем отмены тарифного регулирования вагонной составляющей.
Практический и тот и другой год УЗ повышает стоимость ж/д перевозок. За период с 2010г по 2016г грузовые тарифы выросли в 3,3 раза. В 2017г УЗ по новой предприняла попытку поднять тарифы на 25%, однако это не посчастливилось из-за сопротивления грузоотправителей, для которых такое повышение в нынешних экономических условиях неприемлемо, пишет Влад Решетняк в своем блоге.
Следует отметить, что в последние годы убыток от повышения тарифов попросту «проедались», при хроническом недофинансировании капитальных инвестиций. Просто так, из полученных в 2015г от повышения тарифов 7,3млрд гривен, лишь только 1,6 млрд гривен было направлено на обновление и ремонт инфраструктуры, накипь 5,7 млрд.грн – на текущие расходы (увеличение зарплат, электроэнергия, служба долгов). В 2016г история с недостаточными капитальными инвестициями вновь повторилась – доля освоенных капитальных инвестиций в 2016 году снизилась для 19% относительно 2015г и составила 54% от запланированных. При этом ни представителям бизнеса, ни отраслевым экспертам не про меня писано, куда пошли деньги, полученные от повышения тарифов (3,8 млрд.грн). Ответ такой финансовой политики налицо – старение и сокращение вагонного парка, старение и злободневный дефицит тяги, что приводит к падению операционных показателей, соответственно финансовым потерям точно УЗ, так и ее клиентов.
Но «не мытьем – так катаньем»: приемка нового постановления об отмене тарифного регулирования вагонной составляющей, проект которого был намедни обнародован, направлено, в первую очередь, на повышение доходов УЗ и вновь следовать чужой счет. Однако и здесь есть нюансы – теоретически доходы должны подрасти, но могут и упасть.
Проект приказа «Об утверждении Изменений к Сборнику тарифов сверху перевозку грузов железнодорожным транспортом в пределах Украины и связанные с ними услуги» предусматривает рыночные ставки вслед за использование собственного вагона ПАО «Укрзализныця», предоставленного для перевозки груза в пределах Украины. Иными словами, если только и раньше плата за вагон устанавливалась сборником тарифов, то сейчас чиновники УЗ смогут самочки устанавливать размер платы за вагоны ПАО УЗ. Настораживает тот прецендент, что в проекте приказа, никак не определяются референтные источники для оценки правомерности уровня тарифной ставки – питаться ссылка только на статьи 4 и 11 Закона Украины «О ценах и ценообразовании», в которых говорится: «Свободные цены устанавливаются субъектами хозяйствования своеобычно по согласию сторон на все товары, кроме тех, по которым осуществляется государственное наладка цен». То есть тарифная ставка может быть как гораздо выше рыночной, так и значительно ниже, в зависимости от согласованных условий, а закладывает большие риски возникновения недобросовестной конкуренции, и как следствие предвзятости близ распределении вагонов, а также коррупции.
Для начала нужно запустить в работу автоматизированную систему распределения порожних грузовых вагонов, которая должна усилить влияние человеческого фактора, а также поможет устранить коррупционную составляющую, о которой прошел слух игроки рынка. В частности, в своем обращении к вице-премьеру Степану Кубиву, министру инфраструктуры Владимиру Омеляну, председателю ПАО УЗ Войцеху Балчуну и руководству Антимонопольного комитета грузоотправители отмечают, ась? обеспечение одних частных грузовладельцев парком полувагонов УЗ не достигает 10%, в так время другие – обеспечены данным ресурсом более чем на 90%. В таких условиях позволение полномочий ПАО «Укрзализныця» относительно свободного ценообразования, очевидно, только углубит проблему коррупции возле распределении парка.
Кроме того, речь идет о том, что у УЗ кто в отсутствии организационно и финансового выделенного оператора подвижного состава, а значит финансирование программ числом расширению/содержанию вагонного парка происходит за счет инфраструктурной составляющей тарифа. В последствии, сие приведет к дискриминации как грузовладельцев, так и других операторов, которые не имеют экий инструмент финансирования своих затрат.
Резюмируя, можно сказать, что затея не против повышения тарифов, однако хочет понимать куда деваются гроши? Кстати, Войцех Балчун как-то говорил о том, что средства с повышения тарифов будут идти на целевой счет, и тратиться все бросьте исключительно на инфраструктуру и подвижной состав.
Автор Владислав Решетняк

Обсуждение закрыто.