Дeнь рoждeния ЗAЗ-965 прaзднуют тoржeствeннo — с тoртoм в видe мини-вeрсии “гoрбaтoгo” и с юбилeйным aвтoпрoбeгoм пo цeнтрaльнoму прoспeкту Зaпoрoжья
1 oктября 60 лeт нaзaд нaчaлaсь эпoxa микрoлитрaжныx укрaинскиx aвтoмoбилeй. С кoнвeйeрa вышeл пeрвый «Зaпoрoжeц» — ЗAЗ-965 (извeстный в нaрoдe кaк «гoрбaтый»).
Сeгoдня в Зaпoрoжьe oтмeтили юбилeй, прaзднoвaли в тeснoм кругу влaдeльцeв “Зaпoрoжцeв”. Сoтрудники музeя “Фaэтoн” зaкaзaли тoрт в видe мини-вeрсии “гoрбaтoгo”, a пo цeнтрaльнoму прoспeкту Сoбoрнoму прoвeли aвтoпрoбeг, в кoтoрoм приняли учaстиe oкoлo двуx дeсяткoв aвтoмoбилистoв.
Корреспонденты Укринформа напросились в регулы к “фаэтоновцам” за в некоторой степени часов до начала празднования, так чтобы в спокойной обстановке и без суеты унюхать историю ЗАЗ-965 — того самого автомобиля, с которого началось изготовление “ЗАЗиков”.
Прототипом «Запорожца» является макаронистый “Фиат-600”. Тачка изначально разрабатывался на Московском заводе малолитражных автомобилей (МЗМА).
“В первых образцах ставили мотоциклетные моторы, которые устанавливались сверху тяжелые мотоциклы УРАЛ. Когда предубеждённо подошли к возможностям московского завода, поняли, ась? еще одну модель они отнюдь не потянут, мощностей не хватало. Нужен был иной двигатель. Начали искать, какой а завод подойдет под производство автомобилей. “Коммунар” возьми тот момент был заводом сельхозтехники, подошел по мнению всем параметрам, а мелитопольский моторный заводишко начал осваивать автомобильный мотор.
С 1958 года в Запорожье начали ездить специалисты горьковского автопрома и всего по (по грибы) 1,5 года (это рекордные сроки) свой завод перепрофилировался в автомобильное предприятие. В результате, в 1960 году “Коммунар” выпустил совдеповский малолитражный народный автомобиль под названием “Запарик” (ЗАЗ 965)”, — рассказывает энэс музея “Фаэтон” Сеня Мушер.
Тогда из-за необычной склад кузова автомобиль получил прозвище “одногорбый”. Он пришелся по душе людям, важность его была доступной. Сегодня в интернете дозволительно найти информацию о том, что сила Запорожца” была равна цене тысячи бутылок водки. Как бы то ни было, в “Фаэтоне” говорят, по какой причине это не совсем корректное соотнесение.
“Это миф. Критерий цены заключался в размере заработной платы среднего специалиста, инженера, хоть бы. Цена не должна была перекрывать 10 зарплат. “Запорожец” продавался невыгодный только внутри страны, но и получай экспорт, его закупали многие страны. Быль, на экспорт он шел подо именем “Ялта” и в побольше дорогой комплектации: наружные зеркала, двухцветная тембр кузова, дополнительные молдинги, радиоприемник и пепельница — на) все про все этого в бюджетной версии не было”, — рассказывает Мушер, показывая “Ялту”.
Экспортная разночтение представлена в запорожском музее в белом цвете с кофейными вставками.
В советские период, было принято демонстрировать новую технику в Кремле. “Запор” не стал исключением. Его возили получи и распишись одобрение тогдашнему “вождю” Никите Хрущеву.
“Хрущев одобрил мотор. Да, были замечания по поводу того, словно автомобиль двухдверный и, возможно, тесноват, только в общем, автомобиль понравился. Один копия остался в Москве, а второй — вернулся в Александровск. Но сегодня его в нашем городе ни духу”, — добавляет Семен Мушер.
“Горбатенький” кабриолет мог “разогнаться” по 90 км/ч. Проходимость автомобиля повышало так, что двигатель был установлен спереди, а вот к тому, что двери открывались встречу движению, нужно было привыкнуть.
“Лупить такое понятие, как автомобильная привычка. Она всегда была. Самое важное — оный автомобиль был на порядок предпочтительнее, чем мотоколяски, которые выпускал Серпуховский обычай. “Запорожец” был сильнее комфортабельным и более мощным. И еще Вотан важный момент — “Коммунар” выпускал сериально порядка 6 модификаций для людей с инвалидностью, могли пусть даже изготавливать под заказ, учитывая особенности человека. Были госзаказы, автомобили невыгодный продавали, а выдавали людям с ограниченными возможностями. Далее нашего завода ни одно автомобильное поступок в СССР не выпускало серийно аппаратура для людей с инвалидностью”, — по слухам в музее.
ЗАЗ-965 — снимался в фильмах “Царица бензоколонки”, “Три выгода два”, “Легавый”. Он “засветился” в мультфильме “Сезон в Простоквашино” и “Ну, момент!”.
Английский журналист Джереми Кларксон, передовой телевизионного шоу «Top Gear» снял кинофильм о “Запорожце”, в котором высмеял люкарна в полу автомобиля. Мол, сделали его на того, чтобы рыбу ловить разрешено было. У сотрудников “Фаэтона” таковой ролик вызвал возмущения, а факт насчет рыбалку и люк они назвали “чушью”. “Сие технологический люк”, — объяснили в музее.
“Горбатые” автомобили со временем заменили “Ушастые” (ЗАЗ-968) и “Эмки” — модернизированный ЗАЗ-968М. Они были оснащены сильнее мощным двигателем, чувствовали себя устойчивее держи дорогах, имели габариты побольше и зал повместительнее. Последний “Запорожец” сошел с конвейера 15 июня 1994 возраст. Он также есть здесь, в “Фаэтоне”.
“Я бессчётно проехал на ЗАЗ-968М. Меня в нем всегда устраивало. Вместе с семьей на нем путешествовали”, — вспоминает Услышавший Мушер.
Ольга Звонарева, Александровск
Фото Дмитрия Смольенко
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики