Киeвлянин Дима Филимoнoв лeтoм выучился игрaть нa трaдициoннoм кaрпaтскoм инструмeнтe — бoйкoвскoй трeмбитe и тeпeрь xoчeт oснoвaть в стoлицe кoмьюнити трeмбитaрeй
…Сoглaситeсь: пoчти всe стaтьи журнaлистoв o кaкoй-тo кaрпaтскoй трaдиции (тo ли этo oвцeвoдствo, ткaчeствo, вышивкa, тo ли трaдициoннoe пeниe) зaкaнчивaются примeрнo oдинaкoвo. Всe я, нaxoдясь в вoстoргe oт чьeгo-тo уникaльнoгo мaстeрствa, в кoнцe кoнцoв гoвoрим o тoм, чтo трaдиция умирaeт, пoтoму чтo нeкoму ee пeрeдaвaть — вeдь изо гoрныx сeл мoлoдeжь выeзжaeт в бoльшиe гoрoдa иначе говоря зa рубeж.
Киeвлянин Дмитрий Филимoнoв в этoм смыслe пoрвaл стeрeoтипы — oн тaк сильнo зaxoтeл стaть aдeптoм дaвнeй кaрпaтскoй трaдиции зрелище нa трeмбитe, чтo нeскoлькo рaз съeздил нa Зaкaрпaтьe, нaшeл мaстeрa, кoтoрый дeлaeт инструмeнт имeннo с eли-“грoмoвицы”. Тoгдa пoдoждaл, пoкa тoт нaйдeт врeмя и тaки изгoтoвит ради нeгo трeмбиту, — и тeпeрь сoбирaeт друзeй в Киeвe и трeмбитaeт нa импрoвизирoвaнныx кoнцeртax, зaписывaeт трeки и сoбирaeтся пoступить в Мeжгoрский кадровый лицей, в котором учат делать трембиты.
"Сие непередаваемое ощущение, когда видишь реакцию людей нате звук трембиты. Такое впечатление, по какой причине этот звук из другого пространства и времени. Равнодушным никак не остается никто" — говорит Митраша о своих концертах-импровизациях.
В эксклюзивном материале на Укринформа — об уникальном случае передачи устои и том, как желание одного воодушевленного парня может эту традицию сбрызнуть живой водой.
ИСКАТЬ ТРЕМБИТУ РЕШИЛ НА Междугорье
Мы с Дмитрием познакомились летом сиречь раз во время его поисков трембиты. Киевлянин искал мастера в карпатской Верховине и просил совета и контакты. И вишь через три месяца в фейсбучной ленте я ранее увидела его импровизированный концерт — моей радости ради настойчивого мужчину не было предела! Вслед за тем решила расспросить Дмитрия об эксперименте — все ж таки не каждый день встречаешь человека, кто решил научиться играть на трембите и достиг цели!
Натурально, первое, о чем я спросила у Дмитрия — благодаря тому трембита? А второе — почему захотелось поднатаскаться играть на ней именно получи и распишись Закарпатье (ведь в Украине более известный мастер-уникум Михаил Тафийчук изо Ивано-Франковщины)? Хотя, вместе с тем, как на Межгорье до недавнего времени проводили карнавал "На Синевир трембіти кличуть", предназначенный традиции трембитания.
— Дело в том, яко я больше 5 лет осваиваю духовые инструменты, здорово играю на трубе. Трембита — равным образом из этой группы инструментов, сие, по сути, та же райзер, но она деревянная, а не медная, узкая и длинная. Ибо по Карпатам я часто и много езжу, и в последнее миг — именно на закарпатской Верховине, держи Межгорье, где живут мои братва, и еще — я очень люблю традиционные всякие прихоть, поэтому именно в Межгорье как в один из дней организовал для себя такой квест — соответственно поиску мастера, который изготовит трембиту.
ТРЕМБИТА ДОЛЖНА Толкать(ся) ИЗ "ГРОМОВИЦЫ": ДАЕТ Лучший ЗВУК
— В самом начале я плохо представлял, коих) пор нюансов необходимо учесть, если точно хочешь найти хороший инструмент, — говорит Димунчик Филимонов. — Мой друг, что живет в селе Речка на Междугорье, сказал, что, расспросив местных, ес для меня трембиту — 1989-го лета изготовления. Приезжай, говорит, это изделие! Я приехал. Но трембита оказалась потрескавшейся изо-за своего возраста и почти приставки не- звучала. То есть, это была ценная старушка вещь, но не для зрелище.
Я искал дальше. Поставил себе целеустановка найти мастера. Гуглил, спрашивал у местных — и в результате есть двух мастеров. Один из Речки, умелец с деда-прадеда, второй — автодидакт, живет в Межгорье, но изготавливать трембиты его учили к тому же старые трембитари. Это Василий Фурдь, "масштабно известный в узких кругах", — чу о таких.
Я понес мастеру Фурдю свою трембиту 89-го лета, он сказал, что разве что-что сувенирная вещь, сделанная на скорую руку, давать на ней нельзя.
Я еще накануне встречи с ним знал, что должно искать инструмент, сделанный не изо привычного дерева, а из громовицы — ведь есть ели, в которую попала небесная странница. А уже Василий объяснил впоследствии, как эта ель-громовица должна быть безлюдный (=малолюдный) распилена, а расколота, тогда волокна древесины образцово соединяются и в результате трембита дает уникальное мецца-форте.
ИНСТРУМЕНТ ЗАБРАЛ ЧЕРЕЗ МЕСЯЦ, ЗАПЛАТИЛ 5 ТЫСЯЧ ГРИВЕН
— Одним словом, мы с мастером договорились, что возлюбленный сделает инструмент для меня, — рассказывает Димыч. — Мужчина он специфический и тяжеленько идет на контакт, но шеф — золотые руки! Он показал ми трембиты, которые у него есть. Подчас я взял в руки эти инструменты, был поражен. Трембиты Фурдя — дыхалка. Другие инструменты, которые я пробовал, вызывали чувство, что для игры на них приходится 1,5 года в тренажерку ходить. А тут. Ant. там трембита весит 3 кг, сухая, звонкая, тонкая. Прелесть!
Василий Фурдь действительно делает их лишь из елей-громовиц. Он преподает в местном лесотехникуме и контактирует с лесниками, они в кайф знают, где есть такие деревья, в которые попадают молнии. Так есть, у этого мастера достаточно необходимого материала. Сие очень важный нюанс, потому отчего если сравнить громовицу и обычную зеленая красавица — разница, как говорят, в духе между небом и землей. Ну и единаче — Фурдь вычищает древесину неизвестно зачем, что она аж просвечивается, посему инструмент такой легкий.
Мы пусть будет так, что он сделает инструмент ми за месяц, но получилось пусть даже раньше. Я забрал его, заплатив 5 тысяч гривен.
Нежели ОТЛИЧАЕТСЯ БОЙКОВСКАЯ И ГУЦУЛЬСКАЯ ТРЕМБИТЫ?
— В процессе своего трембитарского Куэста узнал, что трембиты бывают двоякие — гуцульская и бойковская, — рассказывает Димитрий Филимонов. — Бойковская трембита — побольше расширена на конце, имеет поперечник порой до 10 см. Сквозь каждые 10-15 см на инструменте "замки" — специальные соединения, и безлюдный (=малолюдный) покрывается сверху берестой. Ну, а гуцульская трембита тоньше, получи ней нет замков и обмотана возлюбленная берестой. Но самым важным исполнение) меня было то, что сии инструменты отличаются звуком. Бойковская дает такие мощные низкие звуки, животные, какие-в таком случае первичные — словно в чаще ревет олешек или лось. Хотя на ней только и остается и высокие ноты взять. А Гуцульская трембита громче, высокие ноты красиво издает, а мне показалась пискливой. Словом, ми ближе именно такой низкий тембр трембиты. Благодаря) (этого и остановился на бойковской.
ЗВУК ВВОДИТ В Незнаемый ТРАНС
Интересуюсь у Дмитрия, где но он играет на трембите в Киеве. Тогда это инструмент гор: традиционно играли нате трембитах чабаны, которые так делились новостями с коллегами держи других полонинах, или же созывали отару. Равным образом на Верховине раньше с помощью трембит сообщали о смерти — с одного кутка села другому. Так есть, это инструмент, который требует пространства. А в герметически застроенном Киеве с этим проблемы.
— Ладно, действительно, вариантов для трембитання в Киеве два-три, — соглашается Дмитрий. — Получи и распишись улице, скажем, просто так неважный (=маловажный) заиграешь. Но мы с друзьями нашли кинутый завод "Тетрапак", после в одном из ангаров классная соника, такое эхо — какой-в таком случае космос! Там и тренируюсь, там устраиваем концерты, — говорит Димитрий.
— Больше я играю для себя, ми нравится находиться в этом звукопространстве, кой создает инструмент. Также недавно с одним парнем начали протоколировать треки со звуками трембиты, без памяти интересно получается. А еще очень нравится, (языко на трембитание реагируют люди, которые приходят меня ослушать. Такое впечатление, что этот треск вводит в некий транс, он надо признаться обладает такой магической силой, твоя милость будто в состоянии полета. Словом, кому ни покажу гармоника — 100% восторга! Для всех сие что-то такое родное, наше, украинское, да оно и правда имеет такую силу — родить генетическую память, — делится ощущениями скрипач.
СОБИРАЮСЬ ЗАПИСАТЬСЯ В МЕЖГОРСКИЙ ЛИЦЕЙ, В КОТОРОМ УЧАТ Уделывать ТРЕМБИТЫ
— Сейчас думаю о том, в надежде еще несколько раз съездить бери Закарпатье. Во-первых, надо поучиться традиционной игре у старых музыкантов, у них некоторые люди приемы, интересное звукоизвлечение. А во-вторых, думаю прикупить еще несколько инструментов — они а все звучат по-разному. Если на то пошло уже можно будет устраивать настоящие концерты.
В этом смысле ми жаль, что в Карпатах осталось что-то около мало мастеров, с кем можно посоветоваться, поворковать, получить консультации, обучиться… Устои уже почти нет. Очень какая досада, что в нашем государстве никто ее маловыгодный поддерживает. С самими мастерами трудно грести на контакт, надо быть настойчивым, коммуникативным и хорошим психологом: кадр(ы) закрыты. Кроме того, надо уразумевать, что мастера этим постоянно профессионально никак не занимаются, преимущественно они на заработках в сафра, а мастерят, когда есть время на хазе.
Знаю опыт Швейцарии, там вкушать похожий инструмент — альтгорн, равным образом в длину 3-4 метра, но другая методика, есть даже академические варианты. Скажем вот, в Швейцарии — целое комьюнити (фригана — ред.), много мастеров, клубы, они устраивают концерты. Водан горн стоит от 3 тыс. евро. А у нас и трембитари слыхать есть, и мастера инструментов есть, только это никому не нужно. Благодаря) (этого, собственно, у меня руки чешутся вышибить начало такому комьюнити сторонников трембитарства. Часа) хочу хорошо овладеть инструментом, а посему пойти в Межгорский профессиональный лицей, в котором учат ладить трембиты. Собираюсь написать директору, с намерением зачислил на учебу.
Кроме того, нескольких ребят я поуже вдохновил. Поэтому в следующий трембитовый квест возьми Верховину поедем вместе — перешаривать старых мастеров и музыкантов.
Татьяна Когутич, Унгвар
Фото из архива Дмитрия Филимонова
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики