«Я вaм пoкaжу, чтo тaкoe упрaвлeниe гoсудaрствoм», – зaявил преднамеченный прeмьeр Влaдимир Грoйсмaн пeрeд тeм, кaк Вeрxoвнaя Рaдa oтпрaвилa в oтстaвку eгo прeдшeствeнникa Aрсeния Яцeнюкa. Eсли пoд «упрaвлeниeм» Влaдимир Бoрисoвич имeл поскольку мoнoпoлизaцию и рaсстaвлeниe нa дeнeжныe пoтoки лoяльныx стoрoнникoв – тo eгo oбeщaния ужe нaчaли сбывaться.
Этo слaдкoe слoвo «гoссeктoр»
Стaв прeмьeрoм, Влaдимир Грoйсмaн сдeлaл свoим фирмeнным стилeм публичныe oбвинeния чинoвникoв рaнгoм нижe в нeкoмпeтeнтнoсти. Срeди тex, ктo пoпaдaл «пoд гoрячую руку» глaвы правительства (и, почто важно, при включенных камерах) — бывший президент(ствующий) Фонда государственного имущества Игорь Белоус, глава Нацагентства в области предупреждению коррупции Наталья Корчак, министр инфраструктуры Вовуля Омелян и другие.
В кулуарах отмечают, что одна изо причин кадровых претензий – растущий вес Гройсмана в политике, тот или иной не подкрепляется наличием своих ставленников на «вкусных» денежных потоках, в частности, в госсекторе. Невзирая на многочисленные публичные заявления о необходимости реформирования государственных предприятий, реальные шаги в этом направлении малограмотный делаются. Более того, как оказалось, именно в этой сфере Гройсман решил «окопаться» беспричинно, создав здесь свой кадровый форпост.
Для широкой общественности госпредприятия – сие источник коррупции, тема постоянных скандалов и расследований антикоррупционных органов.
Однако институционально – это почти 3,5 тыс. компаний, из которых, как сговорились официальной статистике Минэкономразвития, только 1770 реально работают. Показательно, ровно топ-100 этих госпредприятий формируют около 80% общей стоимости активов госсектора и 80% его общего дохода. К концу 2017 году в государственном секторе экономики было трудоустроено больше 800 тыс. человек. Общая стоимость активов составляла 1,5 трлн грн, а годичный доход превысил 450 млрд грн.
Среди 1770 работающих предприятий уплетать особые – условные «топ-100 компаний». Кабмин определил их словно особо важные для экономики субъекты хозяйствования – предприятия. В программа вошли предприятия, стоимость активов которых, по данным последней финансовой отчетности, превышает 2 млрд грн али годовой размер чистого дохода которого превышает 1,5 млрд грн.
В качестве кого этим управлять
Управляют госпредприятиями 85 государственных органов (в среднем 1 приорат на каждые 20 работающих компаний). Они а занимаются назначением руководителей и членов наблюдательных советов таких предприятий, а равно как несут ответственность за их работу.
Такие органы отбирают кандидатов получай занятие вакантных должностей руководителей и членов набсоветов, не беря в расчет. Ant. включая топ-100, отбор кандидатов на замещение вакантных должностей руководителей и членов наблюдательных советов которых имеет дополнительную специфику.
«Дополнительно важными» же кандидатами занимается Комитет по назначениям руководителей на отлете важных для экономики предприятий, который до недавнего времени существовал рядом Министерстве экономического развития и торговли, руководителем которого является Стефан Кубив – Первый вице-премьер-министр – министр экономики.
Сообразно соответствующему распоряжению Кабмина, в состав комитета без компетенция голоса входили следующие независимые эксперты – Шевки Аджунер (бугор представительства ЕБРР в Украине), Джордж Логуш (экс-президент Kraft Foods Ukraine), Джейсон Пеллмар (глава офиса МФК в Украине), Андреич Бойцун (член Группы стратегических советников по поддержке реформ в Украине), Йоста Люнгман (господин миссии МВФ в Украине), Сату Кахконен (глава офиса Мирового скамейка в Украине), Альгирдас Шемета (бизнес-омбудсмен) и Дэниел Билак (атаман киевского офиса CMS Cameron McKenna).
Кроме того, в структура комитета с правом голоса вошли – Степан Кубив, Генуся Зубко, Владимир Кистион, Игорь Насалик, Тарас Кутовой, Алекс Данилюк, Александр Саенко, Павел Петренко (все – конечности Кабмина).
За годы своей работы Комитет, за оценкам наблюдателей, не смог провести эффективную работу. А в последние двойка года фактически не работал. Хотя все голосующие руки и ноги Комитета являются членами Правительства. А Кабмин и его авторуководство постоянно подчеркивает необходимость смены менеджмента в госкомпаниях и создания в них наблюдательных советов с большинством изо независимых членов.
Таким образом, государственные органы, которые управляют «топ-100» госкомпаниями лишены потенциал сменить менеджмент и вынуждены ограничиваться лишь «косметическим ремонтом» системы управления такими компаниями. Близ этом – постоянно получая упреки от премьера Владимира Гройсмана о плохо организованной работе корпоративного управления в госсекторе. При всем желании угодить моим критикам на самом деле речь идет о невозможности (нежелании) Владимира Борисовича сформировать работу своих подчиненных.
Секретное решение
21 марта 2018 лета Кабинет Министров Украины принял постановление №190, на которое многие возлагали надежду, равно как на системное решение проблемы проведения кадровых изменений получай госпредприятиях.
Проект текста постановления до последнего держался в секрете. В Минэкономразвитии, точно рассказывают участники события, настаивали, чтобы Минфин, Минюст и Запас госимущества согласовали проект постановления в двухдневный срок. А сие является грубым нарушением Регламента КМУ.
К проекту постановления были существенные критические замечания со стороны органов госвласти, однако они должны были – числом пожеланию МЭРТ – впопыхах его обработать.
Более того, до данным источников, на заседании правительственного комитета 15 госпожа 2018 года Секретариату КМУ (который подчиняется Министру Кабинета Министров Александру Саенко) было поручено доделать проект постановления вместе с МЭРТ, Минфин, Минюст и ФГИУ. И Секретариат приковывание заинтересованных органов проигнорировал. Уже 21 марта спецификация был принят правительством в «правильной» редакции.
После двух парение промедления такое практически кулуарное принятие постановления кроме его широкого обсуждения и проработки должно было бы всерьез обеспокоить и экспертное сообщество, и международных партнеров.
Но до сих пор большее беспокойство вызывает сам текст постановления, изменения в котором заняли 16 страниц.
Нет слов-первых, документом предусмотрено, что Комитет по вопросам назначений функционирует сделано не при МЭРТ, а при Кабмине. То трескать (за (в) обе щеки) контролируется не Кубивым, а напрямую Гройсманом.
Во-вторых, в группа Комитета входят по должности – Министр Кабмина, передовой замминистра экономического развития и торговли, первый заместитель министра финансов, воротила соответствующего субъекта управления предприятием или Фонда госимущества, возможно ли их заместители и четыре независимых негосударственных эксперт с правом совещательного голоса, которые назначаются Кабмином.
Видишь как Комитет выглядит сегодня – по должности тама вошли Александр Саенко, Максим Нефьодов и Оксана Маркарова.
Нужно поставить метку, что согласно действующему законодательству, Кабмин не имеет карт-бланш урегулировать вопрос о распределении функций между министром и его первым заместителем. В этом а постановлении правительство, по сути, делегировало первым замам тёта полномочия и обязанности, на которые те формально никак не подписывались.
Впрочем, это не вызвало беспокойство у Алексаша Саенко и его подчиненных, поскольку ключевой целью было ра в комитет нужных личностей, а не должностных лиц.
Незаметная поручение
Однако даже это оказалось не главным. Произведение в том, что, согласно постановлению Кабмина №190, нынешний Комитет, сформированный сомнительным способом, уже фактически без- будет осуществлять отбор претендентов на должности в госкомпаниях.
Комиссия, в состав которого войдут чиновники и уважаемые международные партнеры, хватит только рассматривать перечень из нескольких кандидатов и отдавать преимущество одного кандидата.
Всю работу собственно по поиску кандидатов достаточно проводить специально созданная Комиссия в состав которой с правом голоса пронизывать два представителя Секретариата КМУ (подчиненные Александра Саенко), Водан представитель Минюста, один представитель органа управления предприятия и по его части по подбору персонала, который фактически и выполняет всю работу. Близ этом порядок отбора этого специалиста – не определен.
А как бы то ни было именно он станет важнейшим звеном в цепочке кадровой политики Кабмина в отношении госпредприятий. Га изменениям, которые предлагаются постановлением №190, специалист соответственно подбору персонала предоставляет до 5 кандидатов на одну членство, 2 из которых могут быть заменены в других кандидатов комиссией и представлены на окончательный выкачивание Комитета.
Переформулируем. HR-специалист (отобранный Секретариатом) подает комиссии (мужик членов которой являются работниками Секретариата) 5 кандидатур, двум из которых могут быть заменены на других лиц (отобранных Секретариатом).
Впоследствии времени комиссия передает отобранных лиц на утверждение Комитета, идеже прогнозируемо будет председательствовать Александр Саенко (которому подчинен Секретариат), а (абсолютная составляют лояльные ему лица. В результате тайным (!) голосованием конечности Комитета выберут одного человека, которого Александр Саенко представит держи утверждение Кабмина.
Таким образом об «открытом и прозрачном» конкурсе не из чего и говорить – весь процесс отбора кандидатов будет проверяться Александром Саенко и его подчиненными из Секретариата КМУ. И без участия его согласования никакого отбора произойти не может.
Вишенкой получай торте является тот факт, что госпредприятия будут вынуждены спонсировать услуги избранного Секретариатом КМУ специалиста по подбору персонала (числом «рекомендации» Комиссии), что является грубым нарушением части 1 статьи 54 Закона Украины «О предотвращении коррупции». Все же согласно антикоррупционному законодательству, чиновник получать деньги ото бизнеса – даже если это госпредприятие – не может.
***
Все конечно, в централизации управленческих функций нет ничего плохого, всего только вопрос в том, что подчиненный и давний друг Владимира Гройсмана, Саня Саенко, получил право фактически единолично (и очевидно, в чьих интересах) отпускать топ-менеджмент госпредприятий с оборотом в полтриллиона гривен. Только ответственности за деятельность таких предприятий он переть не будет.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Статьи