За что Вещий Олег хотел отомстить неразумным хазарам?

Автор: AdminGWP

Рубрики: Без рубрики

Испoлняeтся 120 лeт с нaчaлa aрxeoлoгичeскиx рaскoпoк в Xaрькoвскoй oблaсти, кoтoрыe oткрыли миру Сaлтoвскую культуру

"Aлaны, бoлгaры, xaзaры? 120-лeтиe oткрытия и исслeдoвaния сaлтoвскoй aрxeoлoгичeскoй культуры" — тaк нaзывaeтся выстaвкa, экспoнaты кoтoрoй рaзмeщeны нa чeтвeртoм этaжe Xaрькoвскoгo истoричeскoгo музeя имeни Сумцoвa.

ТЫСЯЧИ ЭКСПOНAТOВ СAЛТOВСКOЙ КУЛЬТУРЫ

Нo кaкoe oтнoшeниe имeeт имeннo нaш музeй к сущeствoвaнию этoй культуры с сeрeдины VIII дo сeрeдины X вeкa, сиречь этo прoстo знaк увaжeния к мирoвoй истoрии? — спрaшивaю у зaвeдующeгo oтдeлoм aрxeoлoгии музeя, кaндидaтa истoричeскиx нaук Виктoрa Aксeнoвa.

— Дeлo в тoм, — гoвoрит Виктoр Aксeнoв, — чтo дaвниe сoбытия, связaнныe с aлaнaми, бoлгaрaми и xaзaрaми, прoисxoдили имeннo нa тeрритoрии Xaрькoвскoй oблaсти. Здeсь, в Вoлчaнскoм рaйoнe, дo сиx пoр сущeствуeт пoсeлoк Вeрxний Сaлтoв, с нaзвaниeм кoтoрoгo связaнo oткрытиe дрeвнeй aрxeoлoгичeскoй культуры, пoлучившeй нaзвaниe Сaлтoвскoй.

Дoбaвлю, чтo нa выстaвкe пoкaзaнa 120-лeтняя истoрия исслeдoвaния пaмятникoв сaлтoвскoй культуры в oснoвнoм xaрькoвскими учeными, xoтя в тeчeниe длитeльнoгo врeмeни к ним присoeдинялись и другиe исслeдoвaтeли, в чaстнoсти aрxeoлoги изо Рoссии и стрaн Eврoпы. Всe oни стрeмились oтыскaть (и oтыскaли!) свидeтeльствa тoгo, чтo этa тeрритoрия кoгдa-тo вxoдилa в сoстaв тaкoгo oгрoмнoгo гoсудaрствeннoгo oбрaзoвaния, кaк Xaзaрский кaгaнaт, кoтoрый, гoвoря сoврeмeнным языкoм, силoй oбъeдинял пoд свoи знaмeнa чужиe зeмли. Тeрритoрия кaгaнaтa вo врeмя рaсцвeтa в VIII — нaчaлe IX вeкoв прoстирaлaсь oт Сeвeрнoгo Кaвкaзa дo Срeднeгo Пoвoлжья, oт Вoлги нa вoстoкe дo Днeпрa нa зaпaдe. Пoд влaстью кaгaнa нaxoдились мнoгoчислeнныe нaрoды, a имeннo: aлaны, бoлгaры, мaдьяры, слaвянe. Кaгaнaт дoвoльнo успeшнo бoрoлся с Визaнтийскoй импeриeй и Aрaбским Xaлифaтoм зa политическую гегемонию получи юге Восточной Европы, в Крыму и получай Кавказе.

— Выходит, именно здесь киевский магараджа Олег собирался отомстить неразумным хазарам — "их селы и нивы ради буйный набег обрек он мечам и пожарам", – наподобие писал Пушкин?

— Не совсем приближенно. Гибель каганата связана с именем другого киевского князя — Святослава — и его походами 965 и 967 годов нашей эры. Только история как наука никого мало-: неграмотный осуждает, она лишь предоставляет документация тем, кто имеет право бери обобщение. Поэтому приглашаю на выставку, тем больше, что все представленные здесь экспонаты, а их мала) полторы тысячи, найдены во промежуток времени раскопок археологами исторического музея. В фондах музея бери сегодня хранится около 20 тысяч экспонатов салтовской культуры, возле том, что общее количество археологических предметов составляет едва (ли) не 55 тысяч, — объясняет Витяха Аксенов.

По его словам, отмирание Салтовской культуры связано с военно-политическим ослаблением каганата и выходом в политическую арену Древнерусского государства. Началом конца каганата, наподобие я уже говорил, считают походы бери хазар киевского князя Святослава.

Узловой ИССЛЕДОВАТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ ИЗ САЛТОВА

Научные исследования могильников в Верхнем Салтове, рассказывает музейщик, начались с такого эпизода: в 1900 году учителю с Салтова Василию Бабенко стало всеизвестно, что жители села после дождей получи и распишись склонах Капиносового яра находят человеческие прах и различные вещи из размытых древних захоронений. Коли на то пошл же он с помощью местного селянина Василия Капиноса раскопал в его усадьбе первые катакомбные захоронения и получил яркие находки (женские прибабасы, глиняную посуду и тому подобное) и известил об этом членов Предварительного комитета вдоль подготовке в Харькове в 1902 году исторического XII Археологического съезда. Совет проявил живой интерес к находкам в Верхнем Салтове и отправил тама молодых и легких на подъем ученых Харьковского университета, ныне — имени Каразина. Позже в раскопках участвовали известные харьковчане, начиная с профессора Дмитрия Багалия — того самого, какой-никакой когда-то был ректором университета. В водобег первого года были исследованы 18 катакомбных сооружений.

По малом времени другой профессор университета — Александр Покровский — лично продолжил раскопки и открыл еще 28 катакомбных сооружений. Материалы сих раскопок были представлены делегатам XII Археологического съезда и привлекли подчеркнуть что широкого круга ученых, а также местных меценатов, которые финансово поддерживали археологов, начиная с главного исследователя, учителя Василия Бабенко.

В 1910 году к раскопкам присоединились зарубежные ученые, в частности, свейский археолог Туре Арне, который по собственному почину исследовал 12 катакомб, и доставил найденные движимое имущество в Стокгольмский королевский исторический музей. Лишь до 1917 года на Верхнесалтовском могильнике было раскопано 325 катакомб, с которых 255 раскопал Василий Бабенко.

С основы 1919 года работы проводились для средства археологической секции Харьковского губернского комитета числом охране памятников. В Верхний Салтов из года в год отправляли археологические экспедиции Харьковского и Одесского археологических музеев, политпросвета, музея имени Григория Сковороды, Волчанского интеллигентно-исторического музея. К 1940 году нате могильнике было раскопано от 400 задолго. Ant. с 500 катакомб, материалы из которых пополнили археологические коллекции невыгодный только местных музеев, но и исторического музея в Москве, Эрмитажа в Ленинграде и т.д.

Интересуюсь, (языко исследователи из разных стран определяли атрибут находок, не ссорились ли?

— С момента открытия катакомбного могильника под рукой Верхнего Салтова среди ученых далеко не было единства. Во время XII археологического съезда ученые указывали бери определенные аналогии вещевого материала верхнесалтовских катакомб с материалами аланских могильников Северного Кавказа. Педагог Московского университета Дмитрий Самоквасов высказал презумпция о хозарской принадлежности открытых памятников. В меру, его мнение поддержали и учитель Василька Бабенко, и профессор Дмитрий Багалий. Около этом оба не отрицали культурных связей в лоне аланскими некрополями Северного Кавказа и Верхнесалтовским могильником. К иному выводу пришел мастак Петербургского университета Александр Спицын, какой-нибудь считал, что основное население Дона и Донца кайфовый время существования Хазарского каганата — иранское класс, которое в разное время называлось сарматами, аланами, роксоланами, ясами, — рассказывает Витяся Аксенов.

Однако, к сожалению, Вторая соглашение война прервала работы на Верхнесалтовском могильнике. Значительная коллекций и соответствующей документации Харьковского и Волчанского музеев безвыгодный удалось вывезти на восток, и они были утрачены иначе изъяты оккупантами.

Исследования возобновились в 1946 году быть участии членов экспедиции Харьковского университета и Института археологии Практически УССР. Необходимо было пополнить утраченные в годы войны коллекции, а равно как подготовить новых специалистов-археологов. Свою обязанности вновь сыграл учитель Василий Бабенко, некоторый, несмотря на возраст, охотно обучал молодых археологов методам поиска катакомбных захоронений.

Значительным толчком с целью исследований могильника стало строительство Печенежского водохранилища. В 60-е годы начинает работу Кочетокская криптия Института археологии АН УССР, в ее контингент входил отряд Харьковского университета и сотрудники Харьковского исторического музея. Было обнаружено 80 катакомбных сооружений, же из-за нехватки опыта изучена только лишь часть из них. Тогда но в научных публикациях впервые указано, аюшки? могильник возле Верхнего Салтова занимает пространство около 100 га и содержит приставки не- менее 30 тысяч (!) катакомб. Сии цифры подтолкнули многих исследователей к определению Верхнего Салтова точно центра этой территории, почти столицы, огромного города с многотысячным населением в хазарское година.

СОКРОВИЩА МОГИЛЬНИКОВ И КАТАКОМБ

Просим музейщиков передать больше подробностей о могильниках и катакомбах, а в свой черед об участии в раскопках специалистов Харьковского исторического музея.

— Экспонаты выставки — фотографии, карточная игра, чертежи — свидетельствуют, что главным видом погребального сооружения у аланского населения Салтовской культуры была грунтовая галерея. Это сооружение, которое состоит с входного коридора — дромоса и погребальной камеры, которая располагалась в его торце. Коридор имеет ступеньки, от одной по двенадцати. Глубина дромоса может сочинять 4 м. Вход в погребальную камеру закрывался заложением деревянных досок alias плитой из песчаника. Погребальная топка имела форму прямоугольника 2,0 х 1,5 м с закругленными углами, ее гора не превышала 1,3 м. В камеры помещались тела умерших людей. Они укладывались в вытянутом положении держи спине головой влево от входа. Вслед за головой покойника ставилась жертвенная дача — глиняный сосуд и мясо домашнего животного: коровы, овцы разве козы, яйца домашней птицы.

В начале 80-х годов XX столетия к раскопкам подключилась археологическая рассылка нашего музея под руководством заведующего отделом археологии Вячеслава Бородулина. Подо его руководством был открыт и для протяжении ряда лет исследовался катакомбный кладбище возле поселка Старый Салтов, итого в 5 км на юг от памятника, открытого Василием Бабенко. Им но в 1987 году было исследовано 14 катакомб салтовского времени, которые случаем обнаружили во время земляных работ в соответствии с расширению стрельбища на полигоне Харьковского военного училища в Волчанском районе, в 4 км получи и распишись север от Верхнего Салтова. Материалы с катакомб этих некрополей позволяют отнести создание могильников ко второй половине VIII — началу IX в. н. э., Ведь есть, к началу формирования Салтовской археологической культуры, — говорит Аксенов.

До словам специалиста, именно в захоронениях сих могильников найдены поясные пряжки, бляшки, застежки возьми одежду, наборы украшений, амулеты, аналогичные тем, как находят в аланских катакомбных захоронениях VIII — IX вв. н. э. Северного Кавказа. А о возможном участии в формировании Салтовской культуры славянского населения свидетельствует найденная в катакомбе бронзовая булавка-застежка, которая входила в набор украшений славянских женщин передсалтовских времен.

Результаты работы экспедиции музея позволили создавать вновь наборы украшений, которые входили в экипировка аланских женщин и детей. Эти наборы являлись наглядным свидетельством этнического, половозрастного, социального и имущественного положения аланской дамское сословие в обществе.

Наиболее показателен, продолжает огласка Виктор Аксенов, набор украшений с катакомбы № 119, который принадлежал женщине 20-25 парение с верхушки салтовской общины. На сие указывает присутствие в наборе шейной гривны и богатого ожерелья с цветного стекла и сердолика, в который входило чирик арабских монет, превращенных в подвески. Петли, к которым было прикреплено ожерельице, украшают крупные пряжки-пуговицы с створок морских моллюсков, которые были символом Великой Богини – матери целом) живого. Платье женщины было дополнено поясным ремнем, для котором висел набор солярных — с изображением солнца — амулетов, ридикюль с аксессуарами. Руки женщины украшали бронзовые браслеты, а щипанцы — бронзовые и серебряные перстни.

У представительниц рядового класса после украшений в целом был схожим с описанным, хотя беднее: в ожерелье — только одна-двум серебряные или медные монеты-подвески.

Примечательно, чисто показателем принадлежности молодой женщины с другой катакомбы — № 93 — к определенной этнической группе являются подвески к головному убору, характерные ради славянского населения южного Полесья, так есть древлян. Это дает осуществимость полагать, что женщина из этой катакомбы была славянкой, подобно как подтверждается антропологическими материалами. Она каким-в таком случае образом стала женой аланского воина и носила таковой же набор украшений, как аланские дамское сословие.

Почти возле каждой молодой бабье был найден набор предметов, которые археологи условно называют "сумочкой". Они упихивать в витринах выставки и состоят из ряда бус, чаще не (более белого цвета из роговика, зеркала и нескольких бронзовых зеркалец-пуговиц. Всё-таки эти вещи имели не всего лишь утилитарное назначение, но и выполняли функцию оберегов-амулетов в защиту детородной функции молодых женщин и обеспечения многочисленного здорового потомства.

Унич на выставке украшения, сопровождавшие маленького ребенка, тот или иной был похоронен вместе со взрослой женщиной: двум серебряные арабские монеты-нашивки, которые украшали ленту нате голове девочки, бронзовые серьги, колье из синего бисера, бронзовые амулеты с птичьими головками, бронзовые бубенчики и старшие бусины из черного стекла с глазками. Всегда эти украшения выполняли магическую функцию, защищая ребенка ото воздействия злых потусторонних сил.

Все-таки, представлены здесь и мужские украшения. По части словам исследователя, известно, что аланы были переселены в океанариум Северского Донца, чтобы обеспечивать потребности верхушки Хазарского каганата в продуктах земледелия, а как и осуществлять охрану торговых караванов, которые везли сокровища севера (мех, воск, мед и др.) получи рынки юга, и обеспечить сбор дани с покоренных славянских племен – полян, северян, вятичей.

Военное экипировка алан представлено в витрине — хазарские сабли, металлические кистени, железные топоры-чеканы, бронзовые крючки через сагайдачного пояса. У каждого аланского воина возьми поясе висел набор ножей, которые имели громадный спектр использования: и в качестве хозяйственного инструмента, и в качестве столового прибора, и в качестве оружия.

Тоже на выставке можно увидеть начатки конского снаряжения, которые позволяли в большом расстоянии отличить аланского всадника ото других. Голову коня украшал налобник, в трубочку которого вставлялся метелка из конских волос. Ремни оголовья и сбруи украшали маленькие и взрослые позолоченные фалары (бляхи), большие бронзовые бубенчики, которые подвешивались к ремням на тонких кожаных веревках.

Систему украшений аланы позаимствовали у социальной верхушки Иранской империи — шахов и представителей их двора. Фигурирование налобника на голове коня у древний славянин свидетельствовало, что его хозяин относится к военной верхушке общества – сие сотник или тысячник.

Такое яркое конское уснащение было найдено в захоронениях коней — в отдельных ямах рядышком с катакомбами, в которых были захоронены их хозяева.

Спецификой лесостепного варианта салтовской культуры является ареопаг здесь погребальных памятников, оставленных представителями различных этносов. Эдак, при первых исследованиях катакомбного могильника близешенько Верхнего Салтова ученые открыли полоса захоронений в обычных грунтовых ямах, которые оный же учитель Василий Бабенко связывал с представителями славянского этноса, которые вытеснили с этих мест хазар. Сегодня, говорит Аксенов, ведущей гипотезой касательно этнической принадлежности грунтовых захоронений является разночтение московского исследователя Геннадия Афанасьева. До его мнению, ямные захоронения, точь в точь и катакомбы, оставлены аланами и являются следствием сохранения аланами традиций сарматов.

Свадьба КРЕМАЦИИ. ВЕЩИ ДОЛЖНЫ УМЕРЕТЬ С ХОЗЯИНОМ

В постлюдия интересуюсь, были ли присущи сим народам обряды кремации умерших.

— В одном с некрополей — возле поселка Красная Холм Балаклейского района — найдены человеческие бездыханное тело в грунтовых ямах или керамических сосудах-урнах,- отвечает Вишута Аксенов. — Вопрос этнической оборудование салтовских кремационных захоронений окончательно маловыгодный решен. На сегодня существует фошка основные версии на этот расчёт: славянская, венгерская, тюркская и адыго-абхазская. Янакона, которое оставило кремационные погребения VIII — IX вв. нате Северо-Западном Кавказе и в лесостепном Донецко-Донском междуречье признается этнически родственным.

Исследованием сих кремационных комплексов в последние годы занимались, помимо представителей нашего музея и Харьковского национального университета им. Каразина, опять представители Слободской археологической службы (подчинена Институту археологии НАН Украины). Материалы, полученные в результате сих работ, свидетельствуют о высокой степени вооруженности носителей кремационного обряда — сабли, джерид, топор-чекан, наконечники стрел. К сожалению, значительное величина погребального инвентаря до нас приставки не- дошло. В связи со спецификой обряда многое погибло в погребальном костре. Интересной чертой погребального обряда было умышленное перегорание предметов вооружения, бытово-хозяйственного инвентаря, конского снаряжения около возложении его в могилу. Считалось, как со смертью хозяина должны последний вздох) и его собственные вещи, которые в потустороннем мире окажутся целыми и будут паки служить своему хозяину. При этом поврежденные товары помещались отдельно от пережженных человеческих останков и образовывали таково называемые тайнички.

Материалы выставки свидетельствуют, что-что в Харькове сложилась собственная школа салтововедения, писание которой связано с именем доктора исторических наук, профессора университета им. Каразина Владимира Михеева. Вот-вот благодаря его усилиям в Харькове профессионально рос степень археологов-салтововедов и был создан в 2000 году научно-разведочный Международный центр хазароведения, начато дайджест ежегодника (рус.) "Хазарский сбор(ник)". Сейчас он приобрел гражданское состояние международного издания, потому что его учредителями являются такие ведущие учреждения в качестве кого Институт востоковедения имени Крымского НАН Украины, Интернациональный Соломонов университет (г. Киев) и Институт славяноведения РАН.

Исследователи в свое эпоха, а некоторые ученые и сегодня, связывали салтовские древности мало-: неграмотный только с Хазарским каганатом, но и с летописным населением — русами. Бери сегодня гипотеза украинского ученого Дмитрия Березовца, все как один которой Салтовская культура лесостепной зоны Донецко-Донского междуречья может состоять связана с русами, нашла свое расширение в работах московской исследовательницы, доктора исторических наук Елены Галкиной, которая считает салтовскую культуру в пределах лесостепной зоны культурой такого государственного образования, наподобие Русский каганат.

Таким образом, вопреки на то, что салтовские древности изучаются 120 планирование, все еще остается много вопросов, которые нуждаются в исследовании. По-над их разгадкой как раз и работают харьковские археологи. Свидетельством в чем дело? и является эта выставка, которая кончай работать вплоть до июня 2021 г.

Приходите, экскурсии проводят по части графику, с соблюдением правил карантина — в масках и с дистанцией 1,5 м среди посетителями. А впечатление получите такое, в чем дело? запомните навсегда. Кроме всего прочего, сызнова и поймете, почему Вещий князь Оля пытался поставить на место неразумных хазар, которые планировали охватить полмира.

Светлана Лигостаева, Харьков

Фотоснимок Вячеслава Мадиевского

Обсуждение закрыто.