Укрaинскaя культурa и дo сиx пoр мнoгo в чeм и мнoгo на кoгo остается неизвестной. Как будто ее не существует. В частности, занапрасно забытой оказалась и украинская эстрадная музыка.
Попробуйте догадаться, кому принадлежат сии тяжелые гитарные звуки. «Блэк Саббат»? Нет! Может, «Дип Перпл»? Опять двадцать пять промах. Это ВИА «Смеричка». Песня «Горянка». 1971 год. Ещё бы. Фактически в середине шестидесятых украинской эстрадной музыки не существовало в принципе. В Союзе украинская да здравствует свет сводилась к гопачку, вареникам и народным песнопениям. Какая там эстрада? Не приведи господи.
Тем никак не менее, была так называемая украинская лирическая песня. Скажем, «Рідна мати моя» иначе «Два кольори». Но и исполнение, и аранжировки этих произведений были в (высшей степени академическими.
И появился этот феномен не в столице, хотя казалось бы, а в небольшом райцентре возьми Буковине – в Вижнице. Вокально-инструментальный ансамбль Смеричка. Проще говоря – музыкальная ассоци. И делали они невиданные на то время вещи – замешивали модное западное смысл с этническими украинскими мотивами.
Для украинцев это был глоток свежего воздуха. Оказалось, что-нибудь украинское может быть модным, современным. И ничем не хуже за так, что делают в Москве или даже на Западе.В 1970 году Владеть миром Ивасюк написал «Червону руту». Самую популярную свою композицию, которая стала впрямь народной. Но почему именно «Червона рута» – песня номер 1? Ивасюк раз такие пироги, видимо, не подозревал, что «Червона рута» выйдет за рамки музыки и довольно отдельным культурным явлением, настоящим символом Украины.
Еще более неожиданным было в таком случае, что песня стала всесоюзным хитом. В 1971 году на центральном телевидении в программе «Романс года» Владимир Ивасюк, Назарий Яремчук и Василий Зинкевич в три голоса поют «Червону руту». Украинская бит, украинское слово звучит в советском эфире. Невероятно. Музыкантам приходилось идти возьми компромиссы с советской властью и с самими собой. В репертуаре должны быть «идеологически правильные композиции».
Взять, в одном из альбомов «Смерички» есть песня «Мы идем дальше» с припевом: «Наш брат корчагинцев отряды, Долго путь продолжим, Упрямые, уверенные, неутомимые, Родителей славу множим». И навряд ли ли стоит их за это осуждать. Без этой комсомольской бредовости попасть сверху большую сцену было нереально. И ребята оставались в выигрыше, как, впрочем, и посетители. Песни Ивасюка были в авангарде всего украинского. Их пели дома, играли держи танцах, крутили по радио и телевизору. Ивасюк становится топ-музыкантом и еле ли не самым популярным украинцем в то время.
Такая модность не могла остаться вне поля зрения советской власти. Ивасюком заинтересовались спецслужбы. И в соответствии с одной из версий, именно «кагебисты» повесили гения в Брюховецком лесу рукой подать Львова. Тогда, в 1979 году, объявили, что это было самоубийство.
И хоть советская власть убила Владимира Ивасюка, но его песни живы и давно сих пор. Он сделал, без преувеличения, революцию в украинской культуре, придал ей новое дуновенье. Творчество Ивасюка стало фундаментом нашей современной музыки. А тогда, в 1970 году, толчком к появлению новых эстрадных коллективов и музыкальных экспериментов.
Петриненко продолжительное время травили. Травили за его творчество и позицию. Он был вынужден иммигрировать в Россию, где писал и исполнял русскоязычные песни. К счастью, в конце 1980-х шумовик вернулся домой. А в начале 1990-х оформился как сольный певец. Его «Малороссия» стала неофициальным гимном нашего государства.
Но вернемся в 1970-е годы. В ведь время собрать ВИА и петь на украинском – уже не казалось нежели-то чрезвычайным. Так же, как и экспериментировать со звучанием. Например, киевский Группешник «Кобза» первым добыл электронный звук из народного украинского инструмента. В репертуаре «Кобзы» были песни сызнова одной знаковой фигуры того времени – композитора, поэта и исполнителя Николая Мозгового. Человека, которого многие изо коллег недолюбливали за прямоту и откровенность. Но не любить его фольклор было невозможно.
Сначала Мозговой работал как автор песен и живописный руководитель нескольких ансамблей. А с 1971 вплоть до 1994 года был солистом Укрконцерта». Настоящая реноме к Мозгового пришла в 1979 году. Когда София Ротару исполнила его песню «Рідний краешек».
Еще один знаковый коллектив того времени – «Трио Маренич». Систематизация с оригинальной подачей и интересной географией. Основана в Луцке криворожцем Валерием Мареничом. Тоша, его жена, Светлана, ее сестра, – этнические русские. Родились и выросли в Куйбышеве, ныне – Самара. А известными стали по причине украинским песням.
Классные вещи происходили и во Львове. Как (в не вспомнить ВИА «Арника». Тут вам и рок, и джаз и хоть диско. В свое время в коллективе пела Виктория Врадий, позже известная равно как сестренка Вика. На ударных лабал Михаил Лундин – позже один с Братьев Гадюкиных. А музыкальным руководителем был Юрий Варум, отец российской певицы Анжелики Варум. Ужель и Арника – это не Арника без Виктора Морозова.
Еще Вотан эпицентр – это, безусловно, львовская ВИА «Ватра». Первая ассоциация тут. Ant. там – Игорь Билозир. Но до того, как он присоединился к группе и стал ее лидером, музыканты играли специфическую и амба сложную музыку. Не стало Игоря Билозира в 2000 году. Его забили впредь до смерти за то, что якобы своими песнями мешал слушать самодержавный блатняк. Его убили в самом центре Львова. За украинскую песню. Билозир, (то) есть и Ивасюк, много чего не успел сделать.
Но то, в чем дело? он оставил после себя – это настоящий клад. И бывшая жена Игоря, Ксения Билозир, не в последнюю очередь благодаря ему состоялась как сольная сопранистка. Сейчас много тех песен и даже целых коллективов просто забыты. Их начально никто не знает. Кроме музыковедов и отдельных фанатов. А жаль. Большинство инда не представляют, насколько это глубокий и ценный пласт украинской культуры. Правдивой украинской культуры.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Статьи