Вертеп: что это за действо и почему его так ждут в украинских семьях на Рождество

Автор: AdminGWP

Рубрики: Статьи

Eжeгoднo xристиaнскиe сeмьи с нaступлeниeм вeликoгo прaздникa Рoждeствa 7 янвaря ждут в свoиx дoмax прихода вертепа. Определённый странствующий театр, который из дома в дом прославляет новорожденного Иисуса Христа в Вифлееме.
Малинник – это молитвенное прославление Бога через театральное действо и комическое отображение бытовой жизни, которого ранее придерживаются несколько веков подряд. Однако вертеп берет свою основу в отдалении не из христианства, а с еще древнего почитания нового Солнца, Нового земледельческого лета, который начинается с поворотом солнца на весну.
Именно поэтому рождественский яма тесно вяжется с верованиями в счастливый почин и с магическими действиями, которые должны вооружить в новом году хороший урожай.
В Украине старинный странствующий марионеточный искусство театра возник в период барокко (вторая половина 17-18 века). Хотя первое письменное перечисление о вертепе датируется еще 1666 годом и оно содержится в материалах львовского ставропигиального братства.

Астроном обычно первым заходит в дом и приглашает других актеров вертепа
Существуют и некоторые предположения относительно первого вертепа: это 1591 и 1639, также скоморошные «зрелище, глаголемыя куклы», которые существовали еще в Киевской Руси, а обычай «хождения с куклами» известный еще с 1573.
Тогда вертеп состоял из двух- или трехэтажного деревянного ящика, идеже на третьем или втором этаже показывали рождественскую драму, а на втором и первом неужто только первом, – механически привязанную к ней сатирически-бытовую интермедию. Эти этажи в области христианской традиции трактовались как «подземелье», «небо» и «земля».
У каждого в вертепе своя ипостась
Когда вертеп заходит в дом – сразу становится празднично и интересно
«С дома к дому Иисуса прославлять … »
Первая рождественская часть вертепа, которую называли «патронесса», имела обычно стабильную композицию, а вот вторая часть менялась в зависимости ото местных условий, традиций и остроумия вертепника.
«Живой» вертеп не обходит ни Водан дом в праздник Рождества 7 января
В Рождество христиане обычно оставляют двери открытыми, затем чтоб их смог посетить вертеп
Больше всего появления вертепа ждут маленькие ребятишки
Сами вертепные куклы, которые двигались с помощью прикрепленных к ним внизу проводов, имели свои отдельные роли. Ими двигал вертепник, который стоял паровозиком сундука и водил куклу по проемам в полу, наблюдая за действием в специальные окошки.
Кукол в вертепах могло вестись до 40. вертепник говорил и пел за всех героев, меняя фистула для предоставления определенной характеристики персонажей и принимал на себя ответственность вслед за целую постановку.
В вертепе молодежь не только выполняет свои роли, да и забавляется и шутит между собой
Красавицы-колядницы

И актерам странствующего вертепа малограмотный помешает любая погода
С веками вертеп видоизменялся – к нему стали подбрасываться различные музыкальные сопровождения, которые добавляли зрелищности большей мистерии. Впоследствии игрушечный вертеп превратился в «живой» вертеп, исполнителей иногда именовали машкаратами, – это названьице происходит от слова «маска», что означает маска, личина.
Сие был как маскарад, который нес добрым людям весть о рождении Иисуса Христа. В уличном вертепе ходили колядовать детишки и подростки, а в машкараты принимали только взрослых парней: дети должны быть одеты в обычную одежду, а старшие, которые играли серьезные роли (смерть царя, ангелов), были в масках.
Колядницы вертепа
Гавриил и колядница вертепа
Пастушок и Смерть в вертепе
Обычно участники «живого» вертепа готовят прежде религиозное представление, распределяют роли, учат стихотворные тексты, шьют костюмы. Действующими лицами в таких вертепах являются (во плоти, Пастушки, Три Царя, Жид Мошко и его жена Сура, Черт, Танатология, Царь Ирод и его воины, Казак и другие. С вертепом также часто ходят колядники старшего поколения.
Вертепную драму по обыкновению делят на два действия – религиозное и светское, но, развиваясь, оно без (малого всегда теряет религиозный характер, что приводит к слиянию обеих частей спектакля вертепа в целостное работа.
Сюжеты рождественских вертепов были более или менее одинаковы: король Ирод узнает от волхвов и трех царей, что родился Христос, конкурсант на его престол. Чтобы избавиться от соперника, он зовет воина и приказывает ему укокошить всех вифлеемских детей от 2 лет и младше.
Рождественский обед
Совсем состав вертепа заходит в дом
Пока одни герои говорят, отдельные люди ждут своей очереди на улице

Теперь вертеп отправляется в будущий дом
Воин выполняет приказ, но одна старуха Рахиль невыгодный дает своего ребенка на избиение, потому озлобленный Ирод приказывает кончить ее ребенка. За такое страшное преступление Смерть отрубает Ироду голову, а черти тащат его в тартарар(ы). После смерти Ирода в постановке, с песнями и танцами, появляются цыган, лях, москвич, жид, крестьянин, дед, бабка, отец или другие.
«Живые вертепы» зачастую делятся на три основные возрастные группы: маленькие дети в возрасте почти от 6 до 10 лет, во второй – дети 11-15 лет, третья – подрастающее поколение.
В вертепе всегда шумно и весело
Молодежь всегда охотно отправляется в хаза, чтобы интересно провести время со сверстниками
Сценарии вертепа записывали, запоминали сельчане и передавали из поколения в поколение, так как они были основаны нате реальных историях из быта украинцев. Настоящий фольклор, который часто видоизменялся и дополнялся в зависимости с событий.
С течением времени простота и понятность сюжета возродила вертеп в западных и центральных регионах Украины. Как видим заметно больше вертепных композиций в костелах, на площадях и в крупных магазинах, начали представать вертепные театры на детских праздниках в садах и школах. В период рождественских праздников открывается без) (счету кружков по созданию фигурок и кукол для вертепа из дерева, бумаги, в виде искусство и других материалов.
Коза
Царь Ирод
Пастушок
Особые равно как вертепы, которые из года в год выставляют в наших храмах как визуальное тыкание о радостном рождении Христа в бедной стайне, и маленькие крошечные вертепы на тетраподе, и масштабные, размером в человечественный рост композиции, которые устанавливают на церковном дворе.
Украинский яма на Западной Украине

Украинский вертеп
Все это слабит большой вклад в нашу историю. Многие исследователи и украинские писатели изучали изъявление вертепа и, что интересно, его актуальность не уменьшается с годами.

«.. Галилеянин родился!»
Мы ждем вертепное действо в своих домах во перфект рождественских праздников, мы ждем его на местах работы, когда требуется работать в праздник Рождества, мы ждем его на улицах городов и сел, потому что что именно актеры вертепа добавляют настоящий дух Рождества, который нам всю жизнь нужен независимо от возраста, погоды или места пребывания.
С праздником Рождества! Хоть добрые пастушки с царями принесут радостную весть в ваш дом и наполнят ваши сердца счастьем и покоем!
Совершенно фото: M&M Photography

Обсуждение закрыто.