Скифское богатство украинских чиновников: как е-декларирование подорвало политику

Автор: AdminGWP

Рубрики: Статьи

В Укрaинe дo сиx пoр бушуют спoры oтнoситeльнo тoгo, был 2016 гoд «пeрeмoгoй» река «зрaдoй». Oднoй из свeтлыx стoрoн этoгo гoдa в Укрaинe былo внeдрeниe e-дeклaрирoвaния.
Зaкoн, oбязывaющий чиновников заявлять в электронном виде свои состояния, приняли еще в марте сего года. Хоть романтические антикоррупционеры и называли е-декларирование весомым вкладом в борьбу с распространенным взяточничеством умереть и не встать власти, никто не мог представить беспрецедентные последствия и информационное беспорядки, которые вызовет сохранение закона в первоначальном виде.
Пассаж принятия
Во многих развитых странах мира е-заявление считается нормой. Разница – только в объеме декларирования (количества пунктов, детализирование имущества и наличных) и в санкциях – что грозит чиновнику за заблуждение в декларации.
В общем е-декларирования в этих странах не считают мощным инструментом борьбы с коррупцией, а правильнее как превентивной, предупредительной мерой и источником информации для антикоррупционных органов. То-то и есть поэтому во многих странах нет уголовной ответственности следовать ложные данные в декларациях.
Однако в Украине, которая занимает 130 площадь из 160 стран, согласно исследованиям Transparency International (CPI) за уровню толерантности к коррупции, любое антикоррупционное мероприятие будет заключать эффект ноу-хау и встретит жестокое сопротивление государственной механизмы и чиновников.
Наступление на е-декларации
Последние мало-мальски месяцев до дедлайна обнародования е-деклараций вызвал целый шеренга нападений на е-декларирование с разных сторон. В частности против е-декларирования воевали зараз в трех направлениях:
Законодательное. Чтобы помешать полноценному внедрению е-деклараций, депутаты с разных фракций пытались внести определенные поправки в этот канон – разрешить не указывать количество наличных, предметов роскоши. А выразить лишь общую сумму, которая мало о чем говорила. Противоборствующие стороны закона хотели любым способом уменьшить объем декларирования.

Игуля Грынив
Также предлагалось ограничить свободный доступ к заполненным декларациям и навязать его лишь правоохранителям.
Враги декларирования объясняли, почто якобы нарушается их право на приватность, а также, подобно как они могут стать жертвами грабительских нападений в случае обнародования е-деклараций.
Последнее законодательное окончание на е-декларирование сделали с Банковой за несколько недель задолго. Ant. с дедлайна. Лидер фракции БПП Игорь Грынив в законопроекте № 5192 предложил поправку, которая закрывает бесцеремонный доступ к е-декларациям.
Из-за бурной реакции гражданского общества и европейцев, возлюбленный был вынужден отозвать его.
Конституционное. Показательно, подобно как Грынива поддержали даже в «Оппозиционном блоке», где в свой черед считают, что декларации должны видеть только правоохранители.

Поборники старого строя – есть такие депутаты из этой силы подали запрос в Конституционный руки правосудия якобы о нарушении прав третьих лиц и предложили высшей судебной инстанции отправлять на тот свет е-декларирование полностью, как такое, что противоречит Конституции Украины.
Впрочем в назначенный день они не явились в суд, КСУ немедленно дело не закрыло, лишь перенесло рассмотрение.
Выше НАПК. Хранением и обработкой деклараций должен был заняться вторично созданный орган – Нацагенство по предотвращению коррупции. Члены сего органа были назначены не прозрачным способом. Например, начальник НАПК Наталью Корчак, что была пролоббирована Кабмином, связывают с экс-премьер-министр-министром Арсением Яценюком (НАПК формировалось во времена его премьерства).

Наталья Корчак
Нынешний орган технически должен обеспечивать хранение и обнародование е-деклараций чиновниками. Зато с самим органом возникли шпалеры проблем, в частности с программным обеспечением, с получением государством сертификации и тому подобное.
Долгое сезон веб-сайт НАПК, где нужно было заполнять декларации, оставался недоступен.
В целом, сообразно словам председателя ГО Центра противодействия коррупции Виталия Шабунина, яса о е-декларации пережил около 10 атак, но все а сохранился в первозданном виде.
Эффект от деклараций
Обнародованные декларации вызвали в обществе результат разорвавшейся бомбы.
Одно из ключевых «открытий» – высшие чиновники приставки не- доверяют отечественным банкам и держат под подушками огромные средства наличности. Только у депутатов Верховной Рады на руках полмиллиарда долларов. Средь чиновников оказались владельцы церквей, мощей святых, коллекций картин, старинного оружия и других драгоценных вещей.
Любитель Роман Доник, комментируя в Facebook последствия е-деклараций, отметил, что-нибудь он не имел никаких иллюзий, но то, яко он увидел – это совсем за гранью. После обнародования деклараций испариться между обществом и властью стала задокументированным фактом.
Таковой резонанс объясняется не только сухими цифрами, хотя и они впечатляют, а сюрреализмом в котором живут политики в различность от тех, кто их выбирает.
После обнародования деклараций общим числом более 100 тысяч единиц, НАБУ расследует 10 уголовных дел сообразно их данным. Однако пока никаких обвинительных актов, которые бы использовали информация е-декларирования, нет.
Несмотря на это, 2016 бадняк стал важным годом в расчистке коррупционной среды. Понятно в свой черед, что е-декларирование не сможет полноценно заработать в старой правоохранительной системе и лишенный чего реформы судебной системы.
По мнению экспертов, невзирая на огромный объем полученной информации в е-декларациях, реальное расследования могут подступить уже в 2017 году.

Обсуждение закрыто.