пoдвoдит итoги 2020 гoдa в рaзныx сeктoрax экoнoмики. Прoaнaлизирoвaть, кaким oн был к пoртoвoй oтрaсли, мы пoпрoсили вицe-прeзидeнтa Мoрскoй пaлaты Укрaины Ивaнa Ниякoгo.
Уxoдящий «кoвидный» гoд ради мoрскoй oтрaсли стaл гoдoм рaзoчaрoвaний, нeвыпoлнeнныx oбeщaний и нeсбывшиxся нaдeжд.
Нo былo и нeскoлькo пoлoжитeльныx сoбытий, кoтoрыe oстaвляют шaнсы нa измeнeния к лучшeму.
Чeтырe пoбeды
Oдним с глaвныx дoстижeний стaлa пeрeдaчa в кoнцeссию двуx мoрскиx пoртoв – Xeрсoнa и Oльвии, a тaкжe нaчaлo пoдгoтoвки к кoнцeссии и привaтизaции цeлoгo рядa другиx пoртoв и тeрминaлoв. Нoвaя влaсть нaшлa в сeбe силы дoвeсти дo кoнцa дeлo, нaчaтoe прeдшeствeнникaми, и мoжeт пoстaвить сeбe зa этo выгода. Мaксимaльнo быстрaя привaтизaция и кoнцeссия – этo прямoй дис к увeличeнию грузооборота, рабочих мест и налоговых отчислений.
Читайте да: Херсонский порт передан в концессию Рисоил-Херсон. Контракт договора
Еще одним знаковым событием стал община в Украину мирового гиганта в портовой отрасли – DP World (ОАЭ), некоторый в начале года приобрел контрольный пачка акций Контейнерного терминала ТИС в порту Полуденный. Новость положительная как для иностранных инвесторов, этак и для экономики Украины. И произошло сие не благодаря, а вопреки – без «инвестиционных нянь» и прочих пряников.
Ранее под конец года был принят в втором чтении многострадальный закон «О внутреннем водном транспорте», создание над которым велась более десяти полет. Не идеальный по сути и алогичный по содержанию закон, тем без- менее, устанавливает долгожданные правила зрелище для речных перевозок, потенциал которых используется в настоящее время менее чем на 20% (в 2019 году вдоль Днепру перевезено 12 млн т, в 1990 году – 66 млн т). Закону до сей поры нужны серьезные доработки, принятие большого количества подзаконных актов, же первый и главный шаг, наконец, сделан. Самым обсуждаемым положением закона был предельный размер иностранных судов на внутренние водные пути. Доводы противников сводились к тому, что сие ущемляет украинских судовладельцев, которые платят налоги в Украине и которым с огромной форой дороже обходится содержание флота. Сторонники парировали: судов подина украинским флагом катастрофически не выше ушей для удовлетворения спроса на речные перевозки – минус иностранцев не обойтись.
Строительство большого количества новых судов, которое в теории могло бы кончить проблему, сегодня невозможно без серьезной программы государственной поддержки. Тем удивительнее и чудеснее выглядит вчерашний спуск на воду самой изрядный несамоходной баржи «Дніпро-AV-01». Компании Дунайсудосервис и Дунайсудоремонт построили каик для Светловодского речного терминала холдинга АгроВиста. Примечательно, будто судно для перевозок по Днепру построено возьми дунайском судостроительном заводе (г. Измаил).
Провалы лета
Хорошие новости для отрасли были, да они часто терялись на фоне провальных действий и решений профильных чиновников.
Пишущий эти строки опозорились на весь мир историей с аварией Delfi – небольшого танкера, что почти год «украшал» один с самых популярных одесских пляжей «Морской артист». Причины кораблекрушения – неудовлетворительное техническое дела судна, неквалифицированный экипаж, отсутствие топлива.
Аварии хоть было избежать при наличии в наших портах функционирующих систем обеспечения и надзора вслед за безопасностью мореплавания. Все службы на диво знали о проблемах судна и месяц грабительски бездействовали.
После показательной порки чиновников президентом в июле, начинание сдвинулось с мертвой точки. 10 Густа 2020 года был подписан договор, согласно которому одесская компания Краншип вслед за средства одесской же компании Бруклин Герр взялась за подъем затонувшего судна. Операцию завершили в точности через месяц – 10 сентября. В дальнейшем весь интернет смеялся над нелепыми попытками пришить себе заслугу в удалении Delfi министром инфраструктуры, одесскими губернатором и мэром.
Читайте в свой черед: Как в Одессе поднимали затонувший наливное судно. История одного кораблекрушения
Надзор вслед безопасностью мореплавания в морских портах и бери подходах к ним выполняют капитаны морских портов, которые назначаются и увольняются министром инфраструктуры (ст. 77 Кодекса торгового мореплавания). Уволенных до этого времени при Владимире Омеляне предыдущих капитанов портов из-за два года так и не заменили новыми. Проглатывать какие-то люди, которые назначены главой Пелагический администрации и должность которых содержит 32 краснобайство, в том числе и «капитан порта», же нет ни одного капитана порта, назначенного министром в соответствии с законом. А то-то и есть этот человек мог и должен был преуведомить ситуацию с танкером.
Обеспечение безопасности мореплавания возложено бери Администрацию морских портов Украины (АМПУ). Ради этих целей во всех портах взимаются портовые пошлины, которые приносят львиную долю доходов АМПУ и могут применяться исключительно по целевому назначению. Неравно АМПУ генерирует прибыль, то сие говорит либо о неэффективном использовании средств, либо о завышенных ставках. Либо о томище и другом. Ставки портовых сборов у нас самые высокие получи Черном море, а порты при этом находятся в плачевном состоянии. Близ этом в финплане АМПУ на 2021 година запланирован доход в 8 млрд грн и отчисления в смета почти 4 млрд грн, что говорит о грубом нарушении законодательства и нецелевом использовании портовых сборов.
В 2018 году в Украине основы функционировать Государственная служба на морском и речном транспорте (Морская директорат). Первое руководство органа было с позором изгнано в конце 2019 лета, однако, ожидаемых изменений не случилось. После трех конкурсов ни Водан из претендентов на должность никак не устроил министра инфраструктуры. В итоге МорАдом (в качестве кого презрительно прозвали Морскую администрацию в отрасли) правят бесконечные и.о..
Госструктуру заполонили бывшие экологи, прокуроры и т.д., которые бойко опутали коррупционными сетями все направления деятельности. Ноне ни одно иностранное судно неважный (=маловажный) может пройти проверку PSC без взятки в $3000-5000. Созданное ГП Морречсервис, которое навязывает во всех отношениях услуги по оформлению приходов-отходов судов, подменяет с лица государственные органы, поскольку эти обслуживание может предоставлять лишь капитан порта и получай бесплатной основе.
Читайте тоже: Дорогие дороги Зеленского, «большая создавание» на УЗ и деньги для рек. Беседа с министром
Катастрофическая ситуация также в сфере дипломирования моряков, которое осуществляет все на свете тот же Морад. Каждому моряку разок в пять лет нужно обновлять сертификаты и квалификационные документы. И (не то до 2018 года обновление документов обходилось капитану в $800, в 2019 – в $5000, так сегодня это стоит астрономические $10 000. Весь век происходит при полном попустительстве со стороны ответственных органов и министерств. Помаранчевая республика рискует лишиться 200 000 моряков и в среднем $3 млрд, которые они что ни год привозят домой. Сегодня Польша, Румыния, Болгария предлагают реконструировать документы у них за значительно меньшие кровные и без коррупции.
Читайте также: Моряки приносят Украине $3 млрд в година. Они могут потерять работу
В узы с этим Украина прочно обосновалась в «черном списке» Парижского меморандума. В июле 2020 наш брат заняли позорное 65-е место с 70 (между Палау и Танзанией). Проникание туда значит, что на судах подо украинским флагом не соблюдаются основополагающие международные морские конвенции, такие (языко МАРПОЛ 73/78, СОЛАС-74, ПДНВ, а опять же иные международные требования в области мореплавания. По (по грибы) соответствие судов требованиям международных соглашений в каждой стране отвечает Морская руководство, которая напрямую либо через уполномоченные классификационные общества осуществляет инженерный и конвенционный надзор за судами почти своим флагом.
Большинство отраслевых специалистов сходятся закачаешься мнении, что лишь ликвидация Пелагический администрации и создание нового прозрачного и эффективного органа способны чикнуть упомянутые проблемы. А это возможно всего лишь при содействии Министерства инфраструктуры, в сфере управления которого находится Морад.
Же для начала в Мининфраструктуры неплохо было бы отвести профильного замминистра по морю. Незамедлительно его попросту нет.
Иван Ниякий
вице-руководитель Морской палаты Украины
Если Ваша милость заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики