В Рoссии и сeгoдня сoxрaнилoсь мнoгo дoмoв, впeчaтляющиx дeрeвянными узoрaми нa oкoнныx нaличникax. Этo тoнкoe искусствo пeрeдaвaлoсь oт мaстeрa к мaстeру, и пo сeй дeнь рeдкий дoм с рeзными нaличникaми oстaвит кoгo-тo рaвнoдушным. В нaшeм oбзoрe интереснейшие образцы деревянного зодчества, подвергать обсуждению которые можно бесконечно.
1. Такими были оконные наличники задолго. Ant. с 17-го века.
Резные наличники в русских домах до гробовой были не только эстетическим элементом, но и оберегом, тот или другой был призван защищать дом от проникновения в него «тьмы и навьев». Того главным мотивом резьбы было изображение природных сил — «тверди небесной», «хлябей небесных» и Солнца, встречались и реалистичные изображения животных.
2. Сложная шаг (винта) на оконных наличниках.
Оформление окна дома — своеобразная (кино)фильм мира. В верхней части небо, которое в славянских поверьях было двухуровневым: «нижнее небо» называли «небесными хлябями», а верхнее — «небесной твердью». Небесная грязь невылазная — символ плодородия и живительной влаги — изображается как волнистая изохиона или отчетливые полукружья. Она могла «стекать» сообразно краям окна, изображаясь в виде капелек.
3. Особый почерк.
Нижняя часть деревянного наличника должна была символизировать «твердь земную», а (вследствие часто имела изображения вспаханного и засеянного поля (ромбы с точками в глубине и двойные перекрещивающиеся полосы). Боковые части наличника называли «полотенцами».
4. Солнышко садится и с начала восходит.
5. Наличник как оберег.
Все части наличника соотносятся со сторонами света и с эпизодически года, а при нанесении на них определенных символов важную амплуа играет местоположение самих символов.
6. Современный стиль.
Скажем, самым распространенным является размещение на всех частях наличника солярных символов. Точь в точь правило, для изображения солнца использовали ромб. Некто мог помещаться в любой части наличника, а иногда и разом и сверху, и справа, и слева, и даже внизу. В такой комбинации примета обозначал смену времен года и дня и ночи. В нижней но части наличника ромб (вытянутый) обозначал поле.
7. Белое и бордо.
8. Человек пятнадцать хохлома.
Солнце изображалось на наличниках и как равносторонний судьба, так называемый «глаз с неба» (как правило, в верхней части наличника), и сиречь небольшой полудиск с лучами. Для древних славян гелиос ассоциировалось с энергией, мощью, силой, было оберегом поперек всякой нечисти. Такие изображения отражают и представления славян о мироустройстве — в центре (небесное, олицетворяющее высшую силу и дарующее жизнь. Правда, в наличниках советского времени (небесное заменил «цветочек» или пятиконечная звезда.
9. …и перо внизу.
Не менее важны в украшении наличников и громовые знаки, традиционно свита солнце. Выглядит громовой знак как шести- иначе восьмиугольная звезда, вписанная в круг. Славяне называли сей символ громовым или Перуновым знаком, громовым колесом возможно ли коловратом. Этот знак — символ мужества, доблести и ведовский знак русского воинства. Иногда он обозначал смену дня и ночи.
10. Утонченная.
11. Современные мотивы.
Встречаются держи наличниках и реалистичные изображения птиц (утки и лебеди) и лошадей. В славянской мифологии росинант был «носителем» солнечного диска. Поэтому его изображали в верхней части наличника, а птиц, уносивших соль на закате, — в нижней части.
12. Почти сказочное окно.
Рассматривая наличники, можно увидеть много интересного, только при этом стоит всегда помнить, что трактовки изображений в разных регионах России могут присутствовать совершенно разными — это связано с историей, последующим перениманием символов и их адаптацией к собственной культуре разными народами.
13. Такие отличаются как небо и земля русские наличники.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Статьи