Лeoнид Кaдeнюк – Гeрoй Укрaины, пeрвый кoсмoнaвт нeзaвисимoй Укрaины. В интeрвью 24 Кaнaлу oн рaсскaзaл, кaк пoявилaсь привидение полететь в космос и сколько он к ней шел, а также что нужно, затем чтобы стать хорошим космонавтом.
Почему Вы стали космонавтом? Когда появилось такое вожделение?
Моя мечта родилась 12 апреля 1961 года, когда прислуги) впервые полетел в космос. Мне тогда было 10 лет. Полет Гагарина — сие было чрезвычайное достижение человека. Это начало новой эры в истории человечества. Получай одной из миллиардов планет во Вселенной, цивилизация этой планеты создала такие технические накопления, с помощью которых она смогла преодолеть притяжение своей планеты и вырваться в вселенная. И тогда, в тот день, у меня появилась мечта стать космонавтом. Если эту мечту аэрозоль воплотить мальчик с буковинского села, то так же она может состоять осуществлена любым. Жизнь человека должна начинаться с мечты. На своем примере я убедился в этом. Химера помогает человеку преодолевать трудности, направляет, дисциплинирует и помогает добиваться своих целей.
Т. е. Вы стали космонавтом? Что для этого нужно было сделать?
Первым медленно к осуществлению мечты было становление летчиком-истребителем. Надо было вступить в высшее военное авиационное школа, что я и сделал после школы. Я знал, что космонавт — это профессия, которая требует больших знаний и крепкого здоровья, того я много занимался спортом, учился. Когда в 1976-м году состоялся очередной подборка, это был шестой набор после гагаринского, в отряд космонавтов, я, конечно, написал уведомление, что хочу принять участие в этом отборе, хочу стать космонавтом. С 3-х тысяч кандидатов, молодых летчиков-истребителей, отобрали группу изо девяти человек. Я попал в эту девятку. В конце концов из этой группы я остался Вотан. Я прошел чрезвычайно жесткую комиссию. Нас готовили как командиров многократного транспортного космического корабля «Метелица». Это космический корабль, который очень похож на американский «Спейс Челнок», на котором я и полетел потом. Если первых космонавтов набирали с целью, ровно они должны улететь в космос и вернуться оттуда живыми-здоровыми, то наша сестра уже должны были лететь и выполнять там научные эксперименты. Поэтому пишущий эти строки изучали многие науки: медицину, биологию, астрономию, астрофизику, геологию, экологию. Персона, который летит в космос, должен быть разносторонне грамотным. Уже в космическом полете я убедился, фигли даже тех знаний, которые я получил, не хватало для того, для того чтоб понять некоторые вещи там. Но, как оказалось, ими не обладает самочки наука.
Что было самым трудным?
Самое трудное на космонавта — это ожидание. Это неопределенность — полетишь ты или не полетишь. Середь тех, кто был отобран, как правило, из каждого набора летали 50-60%. А остальным — беспричинно и не удалось. Если мечта родилась 15 апреля 1961 года, а полетел я 19 ноября 1997 возраст, то получается 36 лет я ждал этого момента. Даже помню, в некоторых случаях старт, когда включились двигатели и мне как раз навеяло слова изо песни из кинофильма «17 мгновений весны»: «И ты порой едва (ли) не полжизни ждешь, когда оно придёт твое мгновенье».
Что Вы помогло в течение всех этих лет не отступиться от своей мечты?
Такая упористость в достижении цели. Потому что очень хотелось полететь в космос, увидеть который-нибудь он, что такое космос. И вообще столкнуться с теми всеми факторами космического полета. Гляди любопытство и все. Там что-то в человеке сидит, в психике. Вот оно и регулирует острое жгучее видеть.
Что Вы чувствовали, когда оказались на орбите Поместья?
Меня часто спрашивают было ли страшно. Я говорю, что было мурашки по коже ползают интересно, а не от того, что что-то может случиться. Я целый ряд лет был летчиком-испытателем, испытывал самолеты и, конечно, как и у каждого испытателя, было вдоволь аварийных ситуаций. Поэтому нервная система притупилась к отказам, к стрессовым ситуациям. Был ёбаный ученый Ганс Селье, который говорил, что стресс — это не в таком случае, что вы восприняли, а то, как вы это восприняли. Воспринять допускается все что угодно, но как отреагирует нервная система — здесь сейчас у каждого свое. То есть одно и то же событие для кого-в таком случае может быть стрессом, а для другого — нет. Для меня этот лет, старт вывода на орбиту не было стрессом. Страха не было. Было такое огромное ожесточение пока не вышел на орбиту.
После возвращения на Землю точно Вы себя чувствовали?
Я не почувствовал никакого негативного влияния, дорого после полета я начал себя чувствовать так, как к полету, где-так через несколько недель. То есть шла такая переадаптация к земным условиям. Приспособление к состоянию невесомости — это сложнее, потому что в человеческом организме происходят сотни процессов, которые сформированы в условиях гравитации. Чего) и отборы были такие чрезвычайно жесткие. Человек должен быть идеальным. И вестибулярный установка должен быть прочным. Я помню, что надо было 15 минут в кресле пробыть, когда тебя крутят. И некоторые летчики, летавшие на истребителях, уже помощью 3-5 минут говорили: «Я уже не хочу быть космонавтом, токмо остановите это кресло». Вот насколько ему делалось плохо.
Запутанно управлять космическим кораблем?
Многократные космические корабли, такие как «Метелица» или американский «Шаттл» — это вообще самое сложное с точки зрения техники, ровно когда-либо было создано человеком. Они построены с использованием авиационных и космических технологий. Гляди представьте себе, где-то около 2 миллионов систем, узлов, агрегатов, которые должны совместно работать и при отказе какого-то может произойти авария или пусть даже гибель корабля вместе с экипажем. Поэтому, конечно, надо было готовиться к этому.
Моя серия не просто изучала этот корабль — он создавался параллельно с нашей подготовкой, и да мы с тобой принимали непосредственное участие в этом. Более того — мы отрабатывали саму посадку корабля, вот что она осуществляется без использования двигателей. То есть корабль, кой весит около 100 тонн, без двигателей, просто из космоса падает. Неужели падение, конечно, управляемое. И надо было посадить этот 100-тонный бригантина на взлетно-посадочную полосу. Я отрабатывал глиссаду, то есть посадку держи самолетах, которые своими аэродинамическими характеристиками очень близки к космическому кораблю. А сие самолеты МиГ-25, МиГ-31, МиГ-21. На протяжении своей взлетно-испытательной работы я летал сверху около 60-ти типах самолетов. То есть практически на во всех отношениях, что было в те времена в Советском союзе, преимущественно на истребителях. Истребители — сие маневренные самолеты. Это мои любимые самолеты.
У Вас профессия с риском на жизни. Как Вы готовились к тому, что в полете может произойти целое, что угодно?
Конечно, летчик-испытатель когда садится в самолет, возлюбленный не знает, как он себя поведет, этот самолет. Ну и зависит с задачи, которую он выполняет. Есть такие задачи, ты летишь и готовишься к катапультированию, затем) чтоб(ы) бросить самолет, когда он сломается. Есть такой вид испытаний — бери прочность. И ты летишь и специально его ломаешь по заданию конструктора. И в этом месте надо быть готовым, чтобы вытащить своевременно поручни катапультирования.
Задним числом возвращения из космической миссии Вы летали?
Летал давно уж — в 1997 году на истребителе, правда американском. Позже, в 2002-м или 2003-м — держи спортивном самолете. Но все-таки для меня это — истребители. Скоростные самолеты, маневренные, которые выполняют фигуры высшего пилотажа. В дальнейшем и перегрузки и скорости большие. Вот МиГ-35. Там скорость около 3 тысяч км в часик. Они летают в стратосфере — высота более 20 км. Приходилось летать в навал раз. Конечно, хочется сесть полететь, покрутить пилотаж в небе. Когда летал бери самолетах, никогда не снились полеты, а потом, как только прекратил виться, — очень часто снятся.
Вы в хорошей форме, как поддерживаете свое гигиея?
Я люблю спорт. Я всю жизнь занимаюсь спортом, буквально с детства. Ну-кась и сейчас продолжаю. У меня любимый вид спорта — это бег на длинные дистанции. Я начал летать, когда был отобран в отряд космонавтов и надо было показывать хорошие мера сердечно-сосудистой системы и других систем. Поэтому я считаю, что бег — сие такой комплексный вид нагрузки, который влияет положительно, делает такой закаленный стресс всему организму.
Хотели бы еще полететь в космос?
Желательно бы еще полететь в космос. Американский астронавт Джон Гленн — это был зачинщик американский Юрий Гагарин, который совершил первый орбитальный полет. А затем в возрасте 77 полет он улетел еще раз в космос. Он был профессиональным летчиком-испытателем, астронавтом и через некоторое время сенатором. И вот когда он прилетел — он сказал такую фразу: «Когда-никогда рассматривать в иллюминатор космического корабля и видеть созданное, то после этого неважный (=маловажный) верить в Бога невозможно». Ну надо сказать, что у меня равно как возникли примерно такие же ощущения. Так меня все это поразило. Буква красота Земли и космос. 20 ноября этого года будет 20 полет осуществления полета. Я не думаю, что я изменился, хотя сам полет — симпатия влияет, конечно, на человека с положительной стороны. Отношение к окружающему миру, к человеку, к любому живому существу становится весь другим. Допустим, сорвать листик или наступить на стебелек, который всего только пробивается к солнцу — это уже я сделать не могу. Потому что сие все живое, это надо чувствовать, что оно живет.
Вам единственный космонавт в независимой Украине, которому удалось осуществить космическую миссию? Вследствие чему?
Мне часто задают такой вопрос: «В чем молозиво вашего успеха?» Я отвечаю, что никакого секрета нет. Все (коренным просто: надо иметь цель и много работать. Вот весь секрет.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Статьи