Компания на этапе Аристократ. Упадок предопределен?

Автор: AdminGWP

Рубрики: Статьи

Потеря воли к предпринимательству (Е) важный фактор, который в долгосрочной перспективе приводит к нежелательным последствиям. Во время прохождения более ранних этап цикла жизни компании четко прослеживается стремление к преобразованию и созиданию. Но, с приближением Аристократии, угасание роли Р видно все отчетливее. Новые возможности в глазах руководства трансформируются в угрозы стабильности компании. Больше не ведется борьба за доступ на новые рынки. Происходит отказ от инноваций. Все силы направлены на реализацию краткосрочных целей. И самое страшное — это всех устраивает.

Признаки застоя

Первыми признаками утверждения компании на этапе Аристократии будут изменение атмосферы и рост значения административной составляющей бизнеса. Все внимание персонала сосредоточено на способе соблюдении процедур, а не на достижении результата. Никто не хочет проявлять инициативу. Более того, надежды на продвижение по службе связывают со спокойной, размеренной работой и выслугой лет, а не с какими-либо индивидуальными достижениями.

Фокус на административной составляющей влияет и на распределение бюджета. Разработки новых продуктов уступают место внедрением систем контроля различных типов. Творческие сотрудники не будут работать в такой атмосфере. Лучшие эксперты спешат оставить компанию. Те же, кто позволяет себе открытую критику, подвергаются преследованию и буквально выживаются из коллектива.

Компания на спаде

Стагнация в развитии и потеря гибкости негативным образом влияют на способность организации соответствовать клиентским ожиданиям. Без новых продуктов не происходит обновления товарного ассортимента. В свою очередь, последние разработки быстро теряют актуальность и уступают новинкам конкурентов. Для сохранения привычной прибыли руководство идет на поднятие цен. Такие меры улучшают ситуацию на короткий срок, но затем клиенты массово разочаровываются в компании.

Системные проблемы не мешают проводить привычную организационную политику. Все также выплачиваются премии за непонятные достижения. Часто проводятся учебные мероприятия с низким практическим эффектом. Даже может происходить постройка новых зданий и обновление офисов. Но все это — внешние признаки благополучия.

Особенности внутреннего микроклимата

Определить то, что компания переживает период Аристократии можно довольно легко, замечая те или иные особенности поведения персонала. Стиль одежды, способ общения, методика проведения собраний и совещаний — все это является лакмусовой бумажкой для внимательного эксперта.

Вы замечаете, что ключевой особенность сотрудников в коммуникации становится осторожность. Они не критичны в высказываниях, подолгу обдумывают свои ответы, сдержанно-консервативны. Для них главным является бегство от конфликтов. Даже в разговоре с коллегой обращение идет по имени-отчеству, фамилии или даже с названием занимаемой должности.

Большое внимание отводится внешнему виду. Дорогой и качественный костюм, обязательный галстук — в моде все, что подчеркивает социальный статус. Парадоксально, но рядовые сотрудники во всем подражают руководящему менеджменту. Фактически, внешний вид служит отображением внутренней ситуации в организации, когда формальность превалирует над смыслом.

На совещаниях сотрудники сдержанны в движениях. Предпочитают общаться с помощью размытых фраз, никакой конкретики. Мало кто может позволить себе честно обозначить актуальные проблемы. Во время очередного стратегического совещания все усиленно создают впечатление, что сложности компании — временные, до катастрофы еще далеко. В то же время, по углам шепчутся “по секрету” об общем упадке и кризисе управления.

Адизес сравнивает такое состояние с историей героев фильма «Сад Финци-Контини». Сюжет рассказывает о богатой еврейской семье, проживающей в Италии накануне Второй мировой. Хотя повсеместно происходит преследование их соплеменников, эта семья предпочитает ничего, чтобы изменить привычный уклад. Праздники, игры, вечеринки — каждый из них стремится забыть о реальности, но в действительности осознает всю потенциальную угрозу.

Поглощение как новая возможность

Компания-Аристократ часто видит в поглощении более молодой и динамичной организации выход из своего застойного положения. Со своей стороны, начинающий предприниматель с большой охотой может принять предложение более известной и признанной компании. Как правило, он связывает надежды с улучшением своего бизнеса и избавлением от массы проблем с продуманными процедурами по руководству, которыми отличается компания на аристократическом этапе. Но это — иллюзия. Многочисленные сложности молодой организации — лишь отличительные признаки этапа Давай-Давай. Административные подходы убивают гибкость молодого бизнеса. Он более не способен на риск и глубокую трансформацию. Поддержка со стороны материнской компании обусловлена целым рядом долгих бюрократических процедур. Новые возможности теряются одна за другой. Дочерняя компания просто не успевает на них реагировать.

Иногда происходит и наоборот. Но даже если покупатель — молодая амбициозная компания, она также не способна, в силу своего уклада, разрешить проблемы организации на этапе Аристократии. В этом случае стоит как можно быстрее избавится от невыгодной покупки, прежде чем балласт не стал слишком тяжелым.

Общие выводы

В случае, когда аристократичная компания продолжит закрывать глаза на свои проблемы, она закономерно потеряет клиентов и рынок, окажется на грани банкротства. Этот этап — не приговор. Организацию вполне можно омолодить изнутри. Для этого необходимо увеличить на всех уровнях управления процент менеджеров с предпринимательским стилем руководства.

Обсуждение закрыто.