Как эффективно изменять города и села: Украинские генпланы и их бессилие

Автор: AdminGWP

Рубрики: Статьи




Чтo тaкoe гeнeрaльный плaн нaсeлeннoгo пунктa? Кaк чaстo eгo мoжнo и нужнo кoррeктирoвaть про oбeспeчeния рaзвития oбщeствa? Мы нe чaстo зaдaeм сeбe тaкиe вoпрoсы. Мeжду тeм, всe этo мeняeт нaшу оживление кaждый дeнь. Вoт мы идeм нa рaбoту. Привeтливaя дeвушкa с киoскa-кaфe нaливaeт нaм кoфe. Стoп, eщe вчeрa eгo здeсь нe былo! A вoт рядoм с oфисoм в зaбрoшeннoм сквeрe ужe «рaстeт» жильe.

Пoявлeниe тaкиx oбъeктoв – рeзультaт прoстрaнствeннoгo плaнирoвaния. Кoгдa жe нa стaрoм мeстe стрoится чтo-тo кaчeствeннo нoвoe, кoгдa мeняeтся отправления тeрритoрии, чaщe всeгo рeчь идeт o кoррeктирoвкe глaвнoгo грaдoстрoитeльнoгo дoкумeнтa, гeнeрaльнoгo плaнa.

Казалось бы, вовлечение финансирования для масштабного строительства, его реализация и сканирование будущих жителей многоэтажек должны быть процессами, сложными с-за бумажной работы. Но процедура внесения изменений в руководящий план населенного пункта связана с классической болезнью украинского законодательства – мораторием.

Реконструировать нельзя запретить

Часть девятая статьи 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» предусматривает, как изменения в генеральный план населенного пункта могут заноситься. Ant. вычеркиваться не чаще, чем один раз в пять полет. Это как бы и не так страшно, как бы то ни было, если документ «свежий», или если изменения вносились плохо-три года назад, то, скорее всего, инвеститор не захочет ждать, не согласится на альтернативные пути сомнительной законности и повернет собственноличный взгляд на другой населенный пункт, имеющий градостроительную документацию, отражающую его инвестиционные кругозор.

Генеральный план города Сумы был утвержден в 2012 году и предусматривал рядом небольшую по площади зону для размещения индивидуальной квартирный застройки. После начала АТО возник очень крупный спрос на выделение земельных участков для индивидуального строительства участникам АТО, да генеральный план (который был утвержден недавно) мало-: неграмотный прогнозировал такого спроса. Всех желающих обеспечить земельными участками было неприемлемо,
– рассказал главный архитектор Сумской области Лёша Кривцов.

Вносить изменения в генплан один раз в отлично лет – это мало или много, благодатно для города или вредно? Как бы повлияло для жизнь общин отмена такого ограничения? И почему а именно пять лет, а не три или семь?

Подчас генеральный план — не генеральный

Обычно такие запреты вводятся для того того, чтобы определенное время сохранять статус-кво, скрепиться от поступков чиновников, которые разрушат утвержденный конспект действий. Но, к сожалению, в данном случае на практике занятие 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» без- достигает своей цели.

Генеральный план – сие документ, в который заложена стратегия развития населенного пункта держи будущее. В идеале он должен разрабатываться группой экспертов разного направления, с учетом демографической ситуации и перспективных потребностей общества. Да, никто не знает потребностей общества лучше его самого, вот п проект генплана проходит общественные слушания с участием бизнеса и общественных организаций.

То есть на этом этапе появляются первые и главные проблемы документа. На этом месте дело даже не в сомнениях в профессионализме разработчика генерального плана. Иначе) будет то задаться вопросом, сколько генпланов разрабатывается, исходя изо реальных потребностей общества и перспектив развития населенных пунктов, а далеко не отдельных бизнес-интересов, сколько главных архитекторов городов, сел и поселков в первую колонна являются специалистами, а уже потом – политиками, кое-когда общественные слушания проводятся реально, а когда «для галочки», и знают ли народонаселение особенности градостроительных процессов, то придется констатировать, что-нибудь качество генеральных планов населенных пунктов далека с ожиданий законодателя. Вопрос заключается еще и в том, ни дать ни взять провести эффективный общественный диалог. Поэтому, естественно, сто возникает потребность корректировать генплан раньше, чем путем пять лет после его утверждения.

Сюда а надо добавить тот факт, что городские власть имущие не всегда могут рассчитывать на интерес инвестора в застройке отдельных территорий может ли быть предусмотреть тенденции развития промышленности и технологий. Так, по мнению данным Министерства экономического развития и торговли, в течение последних четырех планирование в Украине появился 31 индустриальный (промышленный) парк, а с 2011 лета началось интенсивное развитие альтернативной энергетики – шумиха создания солнечных электростанций. Могли ли это осведомленным разработчики генеральных планов в начале десятилетия? Вместе с тем, а именно такие предприятия становятся градообразующими и приносят большую пользу обществу.

Точь в точь руководители города инвесторов отбирают

Итак, что происходит нате практике, если инвестиционное предложение попадает на реал руководителей.

Вариант первый – ничего. Если функциональное причисление выбранной инвестором территории надо менять, а пятилетний эра для корректировки генплана еще не прошел, экий инвестор вероятно получит отказ со ссылкой получи абзац первый части девятой статьи 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности».

Модифицирование второй – «идите по кабинетам». Если местные чиновники дочитали до самого конца часть девятой статьи 17 указанного закона, в таком случае они подскажут инвестору, что вопрос о досрочном внесении изменений в ключевой план населенного пункта может нарушаться по результатам градостроительного мониторинга прежде соответствующим сельским, поселковым, городским советом соответствующей местной государственной администрацией. Бери самом деле таким механизмом пользуются в Украине шабаш часто, но все же следует признать, яко это не панацея. Для инвестора это означает, чисто, во-первых, процедура обновления генерального плана продлится возьми несколько дополнительных месяцев, а, во-вторых, что надо бы договариваться о строительстве еще как минимум в одном кабинете.

Альтернат третий: «Закон? Нет, не слышали». Земельная улучшение, которая продолжается в нашем государстве уже более 20 планирование, научила украинцев, что надо делать с мораториями, разве что они мешают намерениям. Нужно найти способ уклоняться мораторий. Для ограничения на внесение изменений в первейший план не чаще, чем раз в пять полет, таким обходом является разработка детального плана территории.

Всесторонний план спешит на помощь

Разработка детального плана территории (ДПТ) – кардинально нормальный процесс, этот документ должен уточнять положения генерального плана населенного пункта и определяет усовершенствование определенной части территории. Но с другой стороны, ДПТ пониже. Ant. выше по иерархии градостроительных документов, он должен этому присвоено такое-то содержание генеральному плану. Когда же по генплану определенная регион относится к землям промышленности или рекреации, а мы детальным планом «уточняем», что-что отныне это будут земли многоквартирной жилой застройки, в таком случае в таком случае ДПТ будет противоречить положениям генерального плана и требованиям законодательства. Посему, инвестор не может быть уверен, что в таком роде ДПТ не отменят в судебном порядке, а запланированное им застраивание будет сомнительным для потенциальных покупателей и арендаторов.

Похожим посредством пришлось пойти и сумской власти после появления большого количества участников АТО, которые претендовали получай получение земельных участков под усадебную застройку в Скумпия. По словам Олега Кривцова, в городе возникла социальная драматичность. Для того, чтобы ее снять, городские власть имущие заказали разработку детального плана территории под растасовка индивидуальной жилой застройки на территории, которая как один человек генеральному плану была предусмотрена для многоквартирной квартирный застройки.

Плохое регулирование

О негативных последствиях действующей редакции статьи 17 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» будто и эксперты.

Текущие правила тормозят развитие городов. Масленица динамична, поэтому потребность в обновлении генпланов возникает, да из-за ограничений в пять лет все изменения идут насквозь ДПТ в ручном, непрофессиональном, имитационном режиме. При таких условиях нате уровне генплана нет объективного учета изменений рыночных условий города,
– отвечаю главный инженер Украинского зонального научно-исследовательского и проектного института вдоль гражданскому строительству Владимир Брунько.

Поэтому на практике рестрикция на обновление генеральных планов не выполняет свою функцию.

Заинтересованные лица или — или отказываются от своих намерений, или выбирают противоположный, мягко говоря, не очень законный путь воплощения инвестиционных проектов. Сие подтверждает, что ограничения, наоборот, в чем-то вредят, обесценивая место градостроительных документов и нарушение требований закона.

Справедливо брось отметить, что описанный апокалиптический сценарий присущ, (ясное, не всем населенным пунктам. Эксперты BRDO в рамках проекта «Открытое пространственное проектирование» на портале PMAP собирают генеральные планы украинских городов, сел и поселков и анализируют информацию об их актуальности. В среднем, по данным PMAP, только 3% сел разработали новые генпланы после последние 5 лет. Большинство небольших населенных пунктов пользуются документацией, которая разработана в 70-80 годах, подчас ее актуализируя. Это связано и с отсутствием большого спроса сверху новые градостроительные документы, и с их стоимостью.

В то а время, эта статистика подтверждает и то, что ревокация ограничения на обновление генпланов не приведет к массовой вседозволенности местных властей, потому спрос на их корректировки в большинстве населенных пунктов возникает неблизко не каждый день.

Специалисты подчеркивают еще одну проблему – чрезмерную детализацию положений генеральных планов.

Препятствие не в пяти годах. У нас принято разрабатывать генеральные мероприятия настолько подробно, что они практически не отличаются ото ДПТ. Именно поэтому все только и думают о книжка, как обойти положения генерального плана, вместо того, дай тебе думать о том, как усовершенствовать ДПТ. Генеральный абрис всего лишь должен задавать предельную численность населения, очертания регулирования застройки, улиц и дорог,
– рассказал CEO компании Inger-Grad, учреждатель Школы профессионального девелопмента UrbanLand Игорь Райков.

Дальше, где есть режимные объекты – стоит учреждать жесткую функцию квартала, там где нет – гибкую, нате выбор, под нужды бизнеса и общества. Вся остальная (масштабная) дело должна проводиться по подробному плану. А у нас без дальних разговоров ДПТ – это всего лишь «увязка» какого-ведь одного конкретного или нескольких объектов в существующий генплан, всего лишь с целью поскорее получить градостроительные условия и ограничения и декларацию получи и распишись начало выполнения строительных работ, отметил Райков.

Что решать вопрос

Эксперты BRDO готовы инициировать вписывание изменений в Закон Украины «О регулировании градостроительной деятельности» нате уровне парламента и приобщиться к этому процессу, отметила босс сектора «Строительство» Офиса эффективного регулирования BRDO Ленуся Шуляк.

Мы готовы начать широкий диалог с профессиональной общественностью, отслушать все «за» и «против» снятия ограничений для органов местного самоуправления. Общаясь с местными архитекторами и специалистами ровно по пространственному планированию, я нередко слышу сетования на статью 17 Закона. Теперь, когда постепенно начинает обновляться градостроительное и земельное право, вопрос частоты корректировки генеральных планов являются бешено своевременным. Но генплан является ключевым документом города, посему важно найти баланс между тотальной зарегулированностью и абсолютной свободой чиновников,
– пояснила консультант.

В последние годы все чаще возникает потребность вводить изменения в планировочную документацию населенных пунктов: у граждан растет интерес на приватизацию земельных участков, бизнес заинтересован в новом строительстве, у молодежи появляется потребность к появлению новых общественных пространств. Немалую задачу предварительно архитекторами ставит и реформирование ключевых сфер общественной жизни.

Медицинская прогресс является одной из основных, которая предусматривает труд обновленной сети медицинских учреждений путем строительства новых амбулаторий, которые должны устраиваться в определенных населенных пунктах. Но реализация этой реформы тормозится изо-за того, что в существующих генеральных планах сих населенных пунктов не всегда предусмотрено размещение соответствующих медицинских учреждений, чай разработаны они были еще до проведения реформы,
– добавил Аля Кривцов.

Поэтому сегодня лучше задуматься над возможностью создания гибких и динамичных генеральных планов, которые были бы рамочными градостроительными документами, и декоммунизацией «пятилетки», вследствие того что что завтра торможение развития небольших городов, сел и поселков может срежиссировать под сомнение реализацию провозглашенных реформ, да и уместность существования самых сел и поселков.

Автор: Алиса Войтенко, советчик проекта Pmap Офиса эффективного регулирования


Обсуждение закрыто.