«Икaр»: 325 дней округ света

Автор: AdminGWP

Рубрики: Без рубрики

В Никoлaeвскoм музee судoстрoeния мoжнo увидeть мaкeт лeгeндaрнoй укрaинскoй яxты

В зaлax Никoлaeвскoгo oблaстнoгo музeя судoстрoeния и флoтa, пoсвящeнныx втoрoй пoлoвинe 20-гo вeкa, прeдстaвлeнo нeмaлo мoдeлeй aвиaнoсцeв, супeртaнкeрoв, нeфтeрудoвoзoв и другиx вeликaнoв. Вeдь в свoe врeмя сo стaпeлeй судoстрoитeльныx зaвoдoв гoрoдa eжeмeсячнo сxoдили кoрaбли и судa дeдвeйтoм дo 300 тысяч тoнн. Нeсмoтря нa этo, внимaниe мнoгиx пoсeтитeлeй привлeкaeт мaкeт нeбoльшoй яxты ручнoй рaбoты. Вoдoизмeщeниe этoгo мaлeнькoгo пaрусникa былo всeгo 25 тoнн, нo нa eгo дoлю выпaлo стoлькo приключeний, скoлькo и нe снилoсь мнoгим «Пaнaмaксaм» и «Кeпсaйзaм». Рeчь oб "Икaрe" — пeрвoй сoвeтскoй яxтe, кoтoрaя сoвeршилa кругoсвeтнoe путeшeствиe.

В сии дни испoлняeтся 32 гoдa, кaк яxтa oтпрaвилaсь в свoю пeрвую кругoсвeтку. 7 сeнтября 1987 гoдa «Икaр» с экипaжeм в сoстaвe 9 бывaлыx мoрякoв пoд кoмaндoвaниeм кaпитaнa Бoрисa Нeмирoвa вышeл с Никoлaeвa. Иx пoxoд длился 325 днeй. Вeрнулись 31 июля 1988 гoдa.

Зaбeгaя нaпeрeд, скaжeм, чтo мoдeль этoй яxты, изгoтoвлeннoй в 1980-x гoдax, пeрeдaл музeю сaм кaпитaн лeгeндaрнoгo «Икaрa».

СДEЛAНO В НИКOЛAEВE

Прoeкт яxты «Икaр» был рaзрaбoтaн студeнчeским кoнструктoрским бюрo тoгдaшнeгo Никoлaeвскoгo кoрaблeстрoитeльнoгo институтa.

«Прoeктирoвaниe нaчaлoсь в 1978 гoду, eгo oсущeствляли студeнты двух выпусков, главным конструктором был по судьбе капитан Борис Немиров. Непосредственно застраивание продолжалось два года. В 1984 году состоялся спуск бери воду. И в том же году «Икар» совершил принадлежащий первый поход по Черному морю – было пройдено 1500 миль минус захода в порты. Далее началась взрыхление к кругосветному путешествию", — рассказывает хозяйка экспозиционного отдела Музея судостроения и флота Елюша Пучинян.

Судьба «Икара» с самого азы складывалась непросто. В декабре 1984 возраст на яхте, которая находилась до сих пор на судостроительном заводе, произошел волна газового баллона, и судно получило значительные повреждения. Казалось, чисто мечтам о кругосветном путешествии так и без- суждено сбыться. Но Немирову посчастливилось добиться, чтобы «Икар» восстановили. Сие произошло в декабре 1986 года.

Достаточно отметить, что «Икар» – сие стальной двухмачтовый парусник, предназначенный в (видах учебных, спортивных и туристических плаваний, а равно как судебной практики небольших групп студентов и выполнения научно-исследовательских работ. Метраж яхты — 16 м, площадь парусов — 150 квадратов, глубина — 2,55 м, полное водоизмещение — 27,5 т. Унич вспомогательный двигатель мощностью 25 лошадиных сил.

«Зараз после спуска «Икара» получи воду ценители яхт начали называть недовольство: мол, обводы корпуса грубые и невыгодный идут ни в какое сравнение с элегантными «Солингами», «Темпестами» и «Драконами». Хотя когда в «Икар» поместилось плохо грузовика привезенного оборудования и припасов на кругосветного путешествия, голоса недоброжелателей cтихли", – говорит Пучинян.

Возлюбленная обращает внимание на то, почто конструкция яхты учитывала особенности плавания в 40-х широтах Южного полушария. К тому времени вертолетоносец уже был оборудован спутниковой системой навигации. А видишь связь с «большой землей» осуществлялась сверх встречные суда.

Сроки выхода в кругосветку изрядно раз переносили. Но в конце концов сие произошло. Сначала яхта взяла галс на Варну, затем Босфор и Дарданеллы. Перед глазами берегов Италии остановку обусловила первая дефект – вышла из строя гидравлика кормщик машины. За считанные минуты ссора были устранены. Но впереди ждало паки (и паки) много приключений!

ВСТРЕЧА С КИТОМ И (по)пытка ТРОПИКАМИ

Стоит отметить, что размеры «Икара» небольшие, и рядом условии долгого плавания встает закорючка психологической совместимости членов команды.

"По части воспоминаниям участников похода, первое нынешнее "притирание" произошло соприкасаясь Испании, где яхта попала в велий шторм. А уже через несколько дней нужно было вытворять нелегкий выбор: по условиям похода, опосля на борту должно было остаться всего лишь семь человек – двое должны были проститься плавание и вернуться домой», – рассказывает Пучинян.

С самого основные принципы плавания экипаж состоял из капитана Бориса Немирова, старшего помощника Анатолия Кузнецова, вахтенных помощников Санюша Кузнецова, Андрея Маркова и Станислава Черкеса, боцмана Владимира Терняка, нивелировщик-наставника Бориса Яковлева, матроса Алексаша Плякина и врача Сергея Прусова.

Запятая на Канарских островах — последняя пред долгим марш-броском через океан. И не иначе здесь, в Санта-Круз-де-Тенерифе, хорошенько тайного голосования определили двух особа, которые должны были вернуться восвояси. Ими стали врач Прусов, каковой страдал морской болезнью, и Яковлев, какой-либо хоть и был хорошим штурманом, только у него все же не было навыков яхтсмена.

Позднее Санта-Круз-де-Тенерифе кампания стал тяжелее. Один из его участников вспоминал: "Впредь до Канарских островов мы шли, (языко спортсмен от раздевалки до стадиона, а ото Канар уже вышли на беговую дорожку". В экваториальной зоне начались серьезные испытания: жара 45-50 градусов сопровождалась долгими штилями. До этого часа и подводная часть яхты начала образовывать ракушками. Экипаж пытался бороться с этой проблемой, же безрезультатно. В результате перед входом в Индусский океан скорость «Икара» намного уменьшилась.

Но главные испытания были пока еще впереди: оказалось, что переход при помощи Атлантику – это “цветочки”. Вдобавок опасность подстерегала на каждом шагу. За примером далеко ходить не нужно, встреча в открытом океане маленькой яхты с китами. Один раз, в районе острова Кергелен, прямо поперед. Ant. после носом «Икара» скоропостижно всплыл огромный сейвал. Кит лежал получи и распишись воде и, казалось, внимательно наблюдал после людьми, нарушившими его покой. К счастью, весь век закончилось мирно, сейвал выпустил превысокий фонтан и ушел под воду.

Всё-таки главные сложности плавания в высоких широтах заключались в частых и мощных штормах. Аж названия этих широт — «бурные 40-е» и «неистовые 50-е» — по слухам сами за себя. Это истовый вызов для команды любого судна, тем паче для маленького парусника. Отметим, а «Икар» шел по мнению Индийскому океану, стараясь держаться посерединке 41 и 43 параллелями. Сильные ветра сделали свое спор — средняя скорость судна увеличилась, и оный участок пути преодолели быстрее, нежели планировалось. Но за это пришлось «очистить» большей нагрузкой на паруса, строп и сам экипаж. Кроме того, изо всех сил донимали туманы (часто воздух был холоднее воды), вдоль и поперек проникала влага. Вследствие этого начинали «обманывать» приборы, в частности, приходилось каждодневно определять поправку к компасу. Но «Икар» и его аут с честью выдержали непогоду.

Хоть и далеко не обошлось без проблем. Во шанс сильной качки выдавило пробку изо самой большой цистерны, которая вмещала вблизи 400 литров питьевой воды. Орие половины воды было потеряно. Расход составляло два литра за куртаг на человека. После этого питьевую воду пришлось отказывать себе во всем и даже активизировать сбор дождевой.

«Афония части питьевой воды немного откорректировала трасса перехода. Изначально планировался заход в Уэллингтон. Однако до столицы Новой Зеландии было всё ещё далеко, и Борис Немиров отдал по мановению отправиться в Хобарт на Тасмании. А так чтобы немного скрасить сложности плавания, флаг-капитан подготовил команде презент: по случаю празднования нового 1988 возраст каждому члену экипажа он передал переписка и кассеты с поздравлениями от их семей. Сие был настоящий сюрприз для экипажа – как ни говори от самих Канар яхта без- встречала ни одного судна. -три) прибег к маленьким хитростям – письмами и записями спирт запасся еще перед выходом изо Николаева», – рассказывает домработница музея.

6 февраля «Икар» пришел в Хобарт. Блюдо, что сделали в этом порту, – пополнили запасы воды. Местные дружелюбно отнеслись к нашим путешественникам. Возможно, сыграло занятие и то, что у многих жителей сего города были собственные яхты, потому-то они хорошо знали «крутоломный характер» тамошних морей. С целью «Икара» нашли прозелит мощный радар, а еще подняли каюк на слип для осмотра его подводной части, идеже обнаружили огромные заросли ракушек. Возьми очистку и покраску корпуса ушло 10 суток. Соответствующе команда чинила паруса.

О ПРОЛИВЕ ДРЕЙКА, 30 ФЕВРАЛЯ И ПУТИ Восвояси

Две недели стоянки пролетели бегло, и яхта вышла из гостеприимного порта в направлении Тихого океана.

«Обратите напирать, возле модели «Икара» – трынка его похода. После выхода с Хобарта курс судна пролегает минуя Тасманово море. Здесь традиционно неблагоприятная дурная, и Немиров приказал ставить штормовые паруса. Разом вышли на широту «45 южная». Новую Зеландию оставили километров на севере. Передали радиограмму выше новозеландский траулер. Далее поднялись перед широты «50-52° южная» и за ней шли на восток 4500 миль. По части воспоминаниям команды, яхта «упрощенно летела»: в одну из недель шли со скоростью 200-210 миль в кальпа», – информирует собеседница.

29 февраля «Икар» пересек 180-й экватор. Это линия смены дат, благодаря тому “набежали” лишние день. Ребята в шутку присвоили им названьице " 30 февраля”. Да, из-за этого пришлось вдвое прожить понедельник. Кто-то пошутил: по образу к этому отнесется бухгалтерия? Начислят ли командировку сверху "лишний" день?

Март в южном полушарии – сие начало осени. Становится значительно холоднее, жар падает до нуля градусов, пролетает пороша. Вахты стали короче — по часу, оттого-то что дежурные на верхней палубе короткий срок становились мокрыми. А волны ударяли в борта, яко кувалдой.

Теперь «Икар» шел в направлении пролива Дрейка. Некто известен тем, что стал кладбищем для того нескольких сотен кораблей. Солнце тогда выходит из-за облаков (за несколько дней в году, а остальное благоп царят туман и шквалы. Эта акватория будто бы одной из самых строгих в мире. Зефир постоянно дует с запада на дело тонкое. Его движение практически нигде безвыгодный перекрывают участки земли, и он наваливается со страшной неволей.

Дело в том, что «бурные 40-е», дойдя по Южноамериканского континента, наталкиваются на могучую стену Анд. Беспримерный проход – пролив Дрейка, в котором возникает исполинский «сквозняк», который и дает столкновение шквалам, свирепствующим в «неистовых 50-х».

А нордовый край пролива Дрейка – мысик Горн – моряки называют «Пастью Дьявола» и «Старым людоедом». Сие самая южная точка архипелага Огненная Тюрингия, необычайное и легендарное место.

"Утречком 26 марта «Икар» оказался в 40 милях через мыса Горн. А когда яхта подошла во всем близко, капитан приказал замедлить размах, приспустить флаг и дать салют. С целью команды это были незабываемые минуты, отчего что прохождение мыса Горн – голова достижений в парусном спорте. Обогнув его, «Икар» вышел в Атлантику нате финишную прямую», – говорит чичероне.

Если взглянуть на карту путешествия «Икара», в таком случае видно, что именно в Атлантике «замыкается виселица» кругосветного путешествия. Это стряслось 29 ноября 1987 года, отсюда следует, «чистая кругосветка» длилась 137 суток. Дале был внеплановый визит на огрудок Святой Елены, где экипаж пополнил запасы пресной воды, потом этого – дорога домой.

Проход через Атлантику был значительно полегчало, чем через Южный океан. После этого Средиземное и Черное моря, и вот 30 июля 1988 возраст команда увидела впереди Очаков. А нате следующий день их с почестями встречали сделано в Николаеве.

Так закончился великий дорога яхты «Икар». Пройдена 31 тысяча миль, ан без аварий и чрезвычайных ситуаций. В кругосветном путешествии «Икар» показал себя с наилучшей стороны.

По времени завершения этого путешествия весь колесница яхты наградили Золотой медалью Фонда решетка. А капитан Немиров, старший помощник Кузнецов и боцман Терняк получили сословие заслуженных мастеров спорта.

ВТОРОЕ Дуновенье ДЛЯ «ИКАРА»

А там кругосветного путешествия «Икар» совершил вдобавок несколько походов. В 1992 году дьявол в ранге почетного гостя принимал забота в международной регате «Колумбус-92», которую посвятили 500-летию открытия Америки Христофором Колумбом. В рамках сего мероприятия впервые под флагом независимой Украины динги совершил поход в Нью-Йорк и инверсно. За 182 дня было пройдено 15 тысяч миль.

А в 2000 году «Икар» был единственной яхтой через Украины, которая приняла участие в регате «Сладкое тысячелетие под парусами». Симпатия проходила по маршруту Италия-США-Страна кленового листа-Нидерланды.

Но время неумолимо: в 2013 году ушел изо жизни Борис Немиров. Техническое собственность «Икара» становилось до настоящего времени хуже, начали раздаваться призывы вкатить яхту на прикол и превратить в обелиск.

И все же хозяева яхты – Общенациональный университет кораблестроения (НУК) имени адмирала Макарова – решили наделить паруснику вторую жизнь. Его отремонтировали, отреставрировали, и в июне 2020 годы «Икар», на торжество поклонникам, вновь ощутил прикосновение моряцкий волны. Он принял участие в экологической регате имени Сергея Шаповалова «Сосуд Кинбурнской косы». А поскольку настоящий парусник создан не для скоростных гонок, а для того дальних переходов, то хочется принимать (за (истину, что мы вновь увидим его бери океанских просторах.

Алла Мирошниченко, Николаев

Фотоотпечаток автора и из свободного доступа силок Интернет

Обсуждение закрыто.