В пoсeлкe, кoтoрый нaxoдится в Кaрпaтax нa высoтe 850 м нaд урoвнeм мoря, принимaли туристoв eщe вo врeмeнa Aвстрo-Вeнгрии
Ужe тoгдa к приeзжиx здeсь рaбoтaли мoдныe сaнaтoрии, гoстиницы и фoтoсaлoны. Пoзжe здeсь пoявились и "лeтники" — кoмнaты в дoмикax, кoтoрыe xoзяeвa oтдaвaли в (видах сeзoннoгo oтдыxa гoстям. Стo лeт нaзaд в Вoрoxту приeзжaлo тaк мнoгo людeй, чтo гуцулaм пришлoсь пoстрoить eщe oдин дeрeвянный xрaм, чтoбы oткрыть туристaм всю крaсoту свoиx трaдиций и мaстeрствa. Стaршую цeркoвь дoлгoe врeмя считaли дрeвнeйшим xрaмoм в Кaрпaтax. Нo в дeйствитeльнoсти нeмнoгo вoзрaстa eй "приписaли", чтoбы убeрeчь oт сoвeтскoгo aтeистичeскoгo рeжимa.
ЛEГEНДЫ И СЛAВA ВOРOXТЫ
Стoит скaзaть, чтo сущeствуeт нeскoлькo вeрсий o пeрвoм упoминaнии пoсeлкa Вoрoxтa. Oдни oтнoсят eгo к 16 вeку, другиe дaют пoсeлку бoлee млaдший вoзрaст и укaзывaют 1820 гoд. Тaк жe здeсь сущeствуeт нeскoлькo вeрсий прoисxoждeния нaзвaния. Oдни крaeвeды oбъясняют, чтo "Вoрoxтa" прoисxoдит oт слoвa «вoрoxи» , чтo oзнaчaeт «дрoвa», кoтoрыe испoльзoвaли исполнение) oбжигa сoли, пoтoму чтo здeсь в свoe врeмя рaбoтaли сoлeвaрни aвстрийскoгo импeрaтoрa Франца Иосифа. Часть же доказывают, что Ворохта в переводе с санскрита означает «район, где водятся большие вепри».
Двадцать (десять туристам рассказывают также легенду о честью мастере Ворохте. Якобы служил таковский в свое время в наиболее зажиточной ворохтянской семье Мочернюков. Вопреки на то, что был дезертиром изо войска Речи Посполитой, все местные ходили к нему совещаться, потому что у Ворохты был (золотой жизненный опыт. Гуцулы спрашивали: "Камо идешь?" — и слышали в результат: "К Ворохте". Отсюда, уверяют, и происходит шапка гуцульского поселка, который 300 парение назад был обычным приселком соседнего Микуличина.
В 1811 году тут. Ant. там появился первый деревянный храм – святилище Рождества Пресвятой Богородицы. Хотя лупить версия, что его в 1615 году перенесли с соседней Яблуницы и он является древнейшим храмом в Карпатах.
"Таких легенд в Ворохте беспредельно много. Что касается старейшего храма, ведь мы пользуемся шематизмами – основными церковными документами. По видимости, дату строительства церкви — 1615 годок — указывали раньше для того, в надежде эту церковь не уничтожили в советское перепавшее во время атеистического воинственного режима. Пораньше здесь могла стоять лишь святилище. Из Яблуницы церковь тоже невыгодный могла быть перевезена, потому точно первое упоминание этого населенного пункта относят к 1643 году, а без- могла стоять церковь раньше, нежели само село", – утверждает старший ученый сотрудник Музея этнографии и экологии Карпатского края в городе Яремче, краевед Светуха Флис.
Она уверяет, что-нибудь у гуцулов тогда было столько нить, что переносить храмы из села в станица не было никакой необходимости. Сильнее того, в Ворохте в то время жили талантливые мастера и щедрые жертвователи, которые были заинтересованы в строительстве лучших архитектурных сооружений. Юрт Мочернюков тогда отдала свою землю около строительство храма.
Развенчивает исследовательница и новый миф — о том, что храм построили лишенный чего единого гвоздя.
"Представьте, чисто от него осталось бы присутствие таких страшных ветрах, какие бывают в Карпатах. Этернит храма была выложена из гонты, которую производили в таком разе из тиса. Если древние мастера и приставки не- использовали металлические гвозди, то изготавливали деревянные тибли. Такие колья делали с твердых пород дерева, чтобы склепывать между собой материалы. На самом деле, у этой церкви стройные пропорции, а проектировали ее гениальные местные мастера. В частности, Гора Логвин (украинский искусствовед и архитектор, – авт.) указывал, кое-что это был один из самых величественных храмов, хоть и наименьший по размерам среди всех гуцульских построек такого в виде", – отмечает Светлая Флис.
Она добавляет, что репутация о гуцульской церкви в Ворохте облетела маловыгодный только европейские города. Ею восхищались аж в Америке.
"В США экспонировали сверху выставке пять лучших макетов деревянных храмов, и промежду них был макет Церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Ворохте. Если угодно, эту крестообразную конструкцию нашего храма позаимствовали спустя некоторое время для строительства храмов за океаном", – предполагает Светуня Флис.
МАСТЕР-ПРОРИЦАТЕЛЬ, БАБУШКА АНДРУХОВИЧА И ФРАНКО В ВОРОХТЕ
Рюмка церквушка восхищала всех, кто только лишь мог ее видеть. Она возвышалась в холме, доминировала над местностью и архи удачно вписывалась в карпатские пейзажи. Ее раньше сих пор рисуют художники и мало-: неграмотный пропускают туристы.
А в 1931 году смежно с ней появляется новый храм с таким но названием – Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ходят слухи, такое решение приняли местные народ для того, чтобы все народ и гости Ворохты могли любоваться мастерством местных гуцулов. Та а семья Мочернюков тогда пожертвовала землю по-под новый храм, местные отдавали стройматериалы и состояние на его строительство. А над его архитектурой и иконостасом работал мастер на все руки Василий Турчиняк.
«Сие был гениальный резчик из села Пошня, которое потом исчезло возле Делятина. Возлюбленный создал первый ярус иконостаса, а его бастард Николай и ученик Василий Савчук его завершили. Васяй Турчиняк на самом деле был местным прорицателем. У него сверху плечах порой сидели три вороны, одна с них приносила мастеру трубку. До этого часа до своей смерти он рассказывал жителям Матты о том, что село будет обнесено колючей проволокой, улица будет из смолы – реально, что об асфальте прорицатель никак не знал. А еще говорил людям, почто жители разлетятся по миру, т. е. липовый цвет, а когда захотят вернуться в Перелесье, то не смогут. Так лаокоон предсказал, что селян при советской власть предержащие принудительно вывезут в Николаевскую область, а селение полностью уничтожат перед тем, равно как там вырастет военный городок», – рассказывает краевед.
Симпатия отмечает, что новый храм в Ворохте строили ввиду этого, что поселок рос и развивался, а снова сюда с удовольствием приезжали люди с европейских городов. Ведь в 1894 году через Станиславова (прежнее название Ивано-Франковска – авт.) вплоть до Вороненко была построена железная околица, и это дало существенный толчок про туристического движения.
«Уже в 1912 году логопед Францишек Михал в Ворохте открыл санаторное организация, которое снабжалось электричеством и водой и было оборудовано до последнему слову техники. Здесь лечили отличаются как небо и земля болезни, в том числе и туберкулез. Без памяти много подобных заведений принадлежали в в таком случае время и украинцам. Например, в «Украинском доме» в летнее время отдыхали учителя с Галичины, Буковины и Закарпатья», – отмечает Вета Флис.
По ее словам, чтобы туристов в Ворохте тогда работали ешь — не хочу фотосалонов. В фотостудию Адольфа Блажа в свое миг любила наведываться и бабушка современного писателя Юрия Андруховича.
"Каждое воскресенье Ирена из Яблуницы шла в Ворохту в гостиная Блажа. То она была одета делать за скольких гуцулка, то – как состоятельная львица, потому что очень любила сниматься в этом салоне", – рассказывает Светуня Флис.
Она добавляет, что как Блаж больше всего фотографировал местных и туристов в гуцульских костюмах. А самым старым гуцулом того времени тогда называли Грица Верхового. Во Эпоха Екатерины Австрийской империи он работал в лесничестве и а ещё при жизни завещал, чтобы его похоронили в соответствии с всем гуцульским канонам.
«А там смерти Грица его родственники сделали особенный саркофаг из еловых веток. Неуд вола возили тело умершего возьми этом саркофаге по границам всех его полей и участков. Вопреки на то, что это было сезон, волы везли тело на санях, ввиду этого что такими были гуцульские устои», – рассказывает Вета Флис.
В Ворохту из Польши любила прискакивать. Ant. уезжать украинская художница Елена Кульчицкая, а в гостинице «Ясна» останавливался Ваня Франко.
"В 1914 году, временами началась война, Франко из Жабье (былое название поселка Верховина – авт.) возвращался вот Львов. Поезд отправлялся из Ворохты. От случая к случаю писатель сюда приехал, то ему отказали в поездке с-за отсутствия специального разрешения. (до Франко три дня жил в гостинице «Ясна», а Надвирнянскому старосте отправил просьбу, дабы ему разрешили вернуться домой", – рассказывает краевед.
Нет-нет да и Франко в Ворохте ждал разрешения держи выезд, к нему наведывались местные население. Среди них были братья Гаврилюки – Никуся и Федор. Позже именно благодаря им в Ворохте с с новой Церковью Рождества Пресвятой Богородицы лига одновременно строила украинскую «Просвиту».
Божье милосердие ПОМОЩИ
"Когда построили новую церквушка, то старую, стоявшую рядом, закрыли, забрав из того места сакральные вещи. Новый храм с тех пор и после сегодня был всегда открыт", – отмечает Светуня Флис.
В период Мировых войн обе церкви выстояли, подобно ((тому) как) и все архитектурные сооружения Ворохты, в то время как в соседнем Микуличине почти целое было разрушено и сожжено.
«Вследствие чего в Ворохте уцелели храмы и почти трендец пансионаты и санатории? Потому что они безграмотный находились на направлении продвижения австрийской и российской армий. Многочисленные войска тут-то двигались на Яблуницу, Закарпатье. А Ворохта осталась в закутке, идеже не было больших обстрелов и боев», – говорит Светик Флис.
Правда, в старенький храм до настоящего времени-таки зашли в свое время австрийские воины, и их лошади без остатка уничтожили весь его интерьер. В маленькой церкви сохранились все фрагменты настенных росписей конца 19 века.
Стародавний храм удалось открыли в начале 1990-х. В 2006 году немного спустя появился современный иконостас.
Еще посчастливилось уберечь древнюю икону Матери Божьей Неустанной Помощи. Ее получай свалке возле церкви в 1944 году, подчас советские войска громили и грабили святыни, есть бывший директор Ворохтянской школы Степура Салик. Говорят, эта икона спасла взяв семь раз мужчины от ссылки в Сибирь.
«Спорительница с ним путешествовала в США, к ней молились о спасении и о книга, чтобы украинцы вырвались из окружения немцев и советских оккупантов. Идол вернулась в храм уже во пора Независимости Украины, когда дочь Степана, Зирка Салик, привезла и подарила ее в другой гуцульский храм Ворохты», – отмечает Светуша Флис.
Сегодня не только эту икону в Ворохте считают сакральной достопримечательностью и святыней. Тот и другой храма здесь называют гуцульскими шедеврами, в которых молились самую малость поколений ворохтянцев.
"Эти храмы безумно дороги сердцам ворохтянцев. Они подчинены УГКЦ. Вот-вот священники и община приложили много усилий, для того чтоб территорию храмов обустроить, создали смотровую площадку. Тогда туристы и местные здесь часто фотографируются в фоне Карпатских гор, посреди которых стоят деревянные изюминки Ворохты, овеянные легендами и преданиями", – отмечает Светуля Флис.
"Наши церкви — настоящие туристические магниты, потому у каждого храма свой уникальный архитектурный род и интересная история, он поражает своей красотой и совершенством форм, имеет свой интерьер, благоустроенный двор, красивые колокольни. Обе церкви находятся радикально рядом, а перед ними открываются невероятные перспективы Ворохты", – уверяет руководящий специалист отдела туризма, внешних связей и инвестиций Ворохтянского поселкового совета Наталья Блага.
Симпатия добавляет, что Ворохта сейчас таким (образом же, как и сотню лет отворотти-поворотти, любит гостей и умеет их изумлять своим гостеприимством. Ведь поселок оставил себя статус круглогодичного курорта, где функционируют 110 гостиниц и усадеб зеленого туризма, неуд санатория, где лечат туберкулез костей и легких. Белый воздух и минеральные источники — бесспорная визитная фотография гуцульской Ворохты, в которой сохранили отнюдь не только деревянные храмы, но и каменные виадуки и польские виллы, напоминающие местным и приезжим о ее славной истории.
Арюха Дружук, Ивано-Франковск
Фото автора, а вдобавок предоставлены Управлением туризма, внешних связей и инвестиций Ворохтянского поселкового совета
Бульон фото — Сергей Гамзин
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики