Граница и контрабанда. Без Атилы – спокойнее…

Автор: AdminGWP

Рубрики: Без рубрики

Oднaкo зaкaрпaтскиe пoгрaничники гoвoрят: пoкa будeт рaзницa в цeнax нa сигaрeты, любитeли лeгкoгo зaрaбoткa нe пeрeвeдутся

Высшая оценка-сeмь лeт нaзaд o Зaкaрпaтьe мoжнo былo скaзaть (дa и гoвoрили!) кaк o рeгиoнe-лидeрe в Укрaинe пo тaбaчнoй кoнтрaбaндe. Здeсь, мoл, 4 грaницы в oблaсти (Вeнгрия, Слoвaкия, Румыния и Пoльшa), рaзитeльнoe oтличиe в цeнax нa сигaрeты в Укрaинe и в EС – давай, тoлькo лeнивый нa этoм нe будeт зaрaбaтывaть!

A зaкaрпaтцы — нaрoд нe лeнивый, здeсь кaждый xoчeт бoльшoй дoм, зaбoр, кручe, чeм у сoсeдa, и eщe жeлaтeльнo xoрoшую "шкoдoвку" вo двoрe (aвтo мaрки Škoda, сaмaя пoпулярнaя мaшинa в рeгиoнe). Пoэтoму oфициaльнo бeзрaбoтныe зaкaрпaтцы нeплoxo зaрaбaтывaли, eздя тудa-сюдa с сигaрeтaми в свoиx видoизмeнeнныx пoд тaкую дeятeльнoсть мaшинax (сигaрeты прятaли пoд oбшивку в сaлoнe, пoд кaпoт, в кoлeсax, фaльшивыx днищax, рaздувaли тoпливныe бaки – чeгo тoлькo нe выдумывaли!). Ну-кась, a ктo бeз мaшины, тoжe умeл нa этoм зaрaбoтaть: нeся сигaрeты чeрeз грaницу буквaльнo нa свoeм бугрe (бoльшиe ящики, вeсoм 15-20 кг) пo гoрaм-дoлинaм, и дaжe вбрoд чeрeз Тису). Сxeмa зaрaбoткa пo принципу: рискованность — лeгкиe дeньги — быстрoe oбoгaщeниe. Ктo ж нe клюнeт?

Бoльшe всeгo дeльцы клeвaли вдoль контуры грaницы, кoтoрaя нaxoдится в пoдчинeнии Мукaчeвскoгo пoгрaничнoгo oтрядa. Сaмыe гoрячиe кoнтрaбaндныe тoчки – этo были сeлa Дeлoвoe Рaxoвскoгo рaйoнa (oнo и тeпeрь oстaeтся стoлицeй зaкaрпaтскиx сигaрeтныx кoнтрaбaндистoв) и нeскoлькo нaсeлeнныx пунктoв (Вeликaя Бийгaнь, Aстeй, Дийдa, Кoсинo) Бeрeгoвскoгo рaйoнa, в тaк нaзывaeмoй стoлицe зaкaрпaтскoй частной объем.

АТИЛА, КОРОЛЬ ЗАКАРПАТСКОЙ ВЕНГЕРСКОЙ Параметры

Несколько лет назад, в 2015-м, настоящим скандалом было внезапное "показывание" так называемой частной норма на Закарпатье – когда оказалось, что-нибудь вдоль линии границы с Венгрией в Береговском районе уписывать целые частные участки с вагончиками, а в них – стража. Речь шла о линии границы длиной рядом 150 км, участки были оформлены возьми разных собственников – как владенья сельскохозяйственного назначения. Хотя в действительности после никто даже траву не косил, а возьми этих участках стояли вагончики с дежурными: собственно говоря, это были пункты передержки про контрабанды (от сигарет, оружия и наркотиков перед нелегальных мигрантов), всего, что всего лишь могли переправлять через кусты держи "зеленке" (линия мера за пределами пунктов пропуска – авт.).

В свое век мы с коллегой делали репортаж на Укринформа с этой частной границы – сие было и не очень комфортно и безвредно, но вместе с проверкой отряда пограничников тама можно было попасть с диктофоном и камерами (даже если некоторые из коллег, у кого было (по)хотение сделать такой репортаж, таки встречал агрессию и угрозы). Все охранники в вагончиках, в основном тотально венгроязычные, безграмотный отвечали на вопрос: "Почему вы здесь делаете?" – ни журналистам, ни пограничникам. Однако под давлением правоохранителей можно было заглянуть на их частную территорию и разобрать по косточкам, так сказать, быт контрабандистов. Ты да я тогда хорошо посмеялись, когда Вотан из охранников такого вагончика пусть даже согласился попозировать для коллеги-фотокора с биноклем получи его крыше. Именно оттуда они проводили освидетельствование территории возле границы. Схема была такая: прошел убор – можно подавать знак "коллегам" и выставляться через границу с "контрабасом".

Призанятно, что все эти участки принадлежали по установленной форме нескольким владельцам, но все знали, как король этой частной границы в Береговском районе – бог знает какой Атила Хорват по прозвищу Доки. Не более и не менее он якобы контролировал и координировал всегда нелегальные потоки, которые шли изо Закарпатья через границу на Венгрию. В ноябре 2017 годы против него на Закарпатье силовики организовали грандиозную спецоперацию – Атилу Хорвата задерживали с вертолетами, группами спецназа в масках с автоматами и шумихой умереть и не встать всех центральных СМИ. Впрочем, объединение инкриминируемым ему правонарушениям наказание юноша не отбывал, его отпустили лещадь домашний арест. В прошлом году "Доки" погиб в Происшествие – разбился на трассе Герр–Чоп под Ривне.

А аюшки? касается этих участков на частной границе, так ГПСУ вернула их в государственную достояние стараниями прокуратуры и решением Верховного Свида. Поэтому сейчас на границе средь КПП "Лужанка" и КПП "Косино" – ни гласа ни воздыхания и покой, нет даже следа через контрабандных вышек и вагончиков.

ОТГОЛОСКИ С БЫВШЕГО КОНТРАБАНДНОГО ФРОНТА

Общаемся с ребятами-срочниками ГПСУ, которые служат получи и распишись участке границы "Косино", сверх неделю у них "дембель". Они служили тогда как раз в послебурные времена, чу, от бывалой контрабандной славы этой части величина – сейчас только отголоски.

Андрон Пеликан

— Но это не означает, сколько у нас изменился порядок несения службы для границе, – говорит начальник выделения инспекторов пограничной службы “Косино” отдела пограничной службы "Живородка", майор Андрей Пеликан. – Ребята где-то же выходят в наряды, несут службу возьми границе, на них ответственность, с тем чтобы границу не нарушали. Ежедневно получают задания: будто они должны делать во шанс службы, на что обращать напирать, как экипироваться, выходить скрытно, завуалированно или нет, на какое грядущее выходить и т.п. Это все зависит с ситуации, о которой нам сообщают в оперативных подразделениях. Неравно есть сведения о каких-то странных движениях в селе, о незнакомцах возьми авто, которые сюда заехали (при всем при том мы здесь всех местных знаем), так понимаем, что можно ждать каких-так действий, и готовы на них прореагировать. Но у нас здесь в последнее век спокойно более-менее. Наш землевл границы "популярен", разве что так можно сказать, для попытки проведения спустя границу групп нелегальных мигрантов. Да с пандемией и уменьшением движения через границу сии потоки тоже не такие мощные, наподобие раньше. Ну, а сигаретную контрабанду, тетушка самые "черные ящики", получи и распишись нашей "зеленке" давнёшенько уже не задерживали, у нас немедленно разве что случаются попытки провоза незадекларированного товара из-за КПП на авто, – говорит майор Неясыть.

ЕСЛИ ГОВОРИШЬ КОНТРАБАНДИСТУ "Остановись!!", ОН СРАЗУ БРОСАЕТ ПАКЕТЫ И БЕЖИТ

Низший сержант Антоний Буряк, кинолог, патрулирующий границу совокупно с двумя коллегами в подчинении, а также собакой Салли, говорит, в чем дело? служба сейчас в Береговском районе спокойная.

Антоний Буряк

– Пишущий эти строки за время службы раз задерживали нарушителей величина, — говорит Антоний Буряк. — Сие были нелегальные мигранты. Их увидел часовой с вышки, он там всегда с тепловизором, благодаря этому видит движение в радиусе 1,5-2 км. Охранный увидел три силуэта, которые двигались в сторону норма с портфелями. Он сообщил, мы отреагировали и ранее поджидали их по направлению движения. А часом они перелезли заградительный забор, наш брат их приняли. Как правило, обнаружив нарушителей, да мы с тобой подаем сигнал "Стой, рычаги вверх!" и предупреждаем о применении силы.

Коляня Невидомый

— Сигаретчики — эти ребята хлеще "в теме", они пакши вверх еще ни разу далеко не подняли по требованию, – говорит ефрейтор-срочник ГПСУ Николай Невидомый. – Делать за скольких правило, в случае такого "сюрприза" в границе в виде нас с собакой, они бросают ящики с сигаретами и без оглядки врассыпную, кто куда видит! Нелегалы реагируют в соответствии с-другому, они очень напуганы, и игра стоит свеч просто щелкнуть автоматом, останавливаются либо — либо падают на землю. Очень боятся собак в свой черед: когда увидели Салли – скоро на землю и голову руками накрыли, автор аж удивились, – говорит Коля Невидомый.

Пограничники в нарядах, которым попадались контрабандисты с пакетами сигарет, по слухам, что дважды одних и тех но здесь, на "Косино", кроме не ловили.

— Как правило, сие ребята-гастролеры из соседних районов — содержавшийся Виноградовский и Тячевский, Раховский районы, учащенно нанимают ромов для такой "работы", – говорит вольтижер Андрей Барабицкий.

Андрей Барабицкий

Весь СИГАРЕТЫ, КОТОРЫЕ ЗАДЕРЖИВАЕМ, НАЙДЕНЫ В Мотор

— Все, что мы задерживаем немедленно на КПП "Косино" согласно сигаретной контрабанде – это найденное в частных мотор. Если у инспектора возникло подозрение – машину отправляют получи изучение, – комментирует майор Андреич Пеликан. – Здесь пограничные наряды несут службу сделано несколько лет подряд, они знают всех местных, то именно местные в основном ездят вследствие КПП на частных авто. В рассуждении сего, если заезжает неизвестная машина, сиречь местный едет не на своей машине – сие основание для дополнительной проверки. Такая установка выводится на красную линию во (избежание углубленного осмотра. То же самое, разве что инспектор видит определенную нервозность в поведении водителя, пассажиров – сие также основание для дополнительной проверки. Иначе, если открыли дверь в салон другими словами багажник транспортного средства и инспектор увидел, как определенные детали не на своих местах, в частности, машина старая, а винтики новые закручены. Нате это все обращается внимание. Тем больше, мы знаем по маркам (авто)машина, где в каком могут быть тайники. В старых "ауди", "фольксвагенах", BMW и бусах 1980-90 годов могут быть двойные стенки и дне.

— То есть, чем старше автомобиль, тем больше подозрений у пограничников? — переспрашиваю.

— (шиворот-)навыворот, в последний год – другой тренд. Противоправные основы решили перевозить контрабанду (сигареты и солнечный камень) в элитных транспортных средствах, стоимостью 60-100 тысяч долларов. Сие должно было бы не провоцировать подозрения у инспекторов – такова их психология, плотина, пограничный инспектор с зарплатой даже далеко не в два десятка тысяч гривень побоится совать свой в конструктивные особенности такого дорогущего мотор, – смеется майор.

— Ну, а иным часом ловите мелких контрабандистов с сигаретами, ежеминутно ли они заводят разговоры о томишко, что, мол, ну чего вас, это же просто такой род заработка, давайте, ребята, по-человечески, нам чему нечего удивляться на что-то жить?..

— И такое случается, но реже. Как правило, начинают дуться на фразах "Чего вам ко мне прицепились?", "Ваша сестра здесь ничего не найдете", "Я немедля буду звонить на горячую линию, вы выпишут выговор", "Я нанимаю адвоката"… Сие делается для того, чтобы сюрвайер махнул рукой и не проводил проверку транспортного капитал, – объясняет Андрей Пеликан.

"ГОЛУБИ", "БОБРЫ" И "ВЕРБЛЮДЫ"

В народе и правда-матка действует стереотип, что незаконное перебазирование подакцизных товаров через границу — сие обычная работа. Именно поэтому в ГПСУ в феврале 2021 лета при поддержке Консультативной миссии Европейского Союза начали коммуникационную антиконтрабандную операция «Контрабанда – это противозаконная дело, а не заработок». Все видели мультипликационный фильм о контрабандистах в образе голубя, бобра и верблюда в рамках сего проекта: двое первых переносят предмет торговли через границу, ну, а третий "хоть бы что хотел на закон". Неужели, а закон в этом смысле гласит, кое-что такая деятельность наносит ущерб государственному бюджету Украины. Так, что должно облагаться налогом, так тому и быть теневым путем, а уплаченные налоги средь тем можно было бы утилизировать для обустройства школ и детсадов, выплаты социальной помощи, строительства больниц неужто обновления жилищной и транспортной инфраструктуры…

Хотя, как свидетельствует история контрабандного обстановка в том же Береговском районе бери Закарпатье, перспектива наполнения бюджета маловато кого волнует. Здесь действует другое обычай: без головы голубь не летает, бобер безграмотный плывет, а верблюд не плюется. В) такой степени и в Береговском районе: с тех пор, не хуже кого нет Доки и частной границы, которая работала сообразно слаженной схеме, пограничники от "Лужанки" прежде "Косино" скучают.

Скрытно теперь в бывшем логове береговских контрабандистов.

– У нас тут. Ant. там не Деловое, — говорит, подытоживая отечественный разговор, майор Андрей Пеликан.

ДЕЛОВОЕ — ГОРЯЧАЯ След НА ЗАКАРПАТСКОЙ ГРАНИЦЕ

А что но в Деловом? А в деловом, Богдане и Лугах – без задержки самые горячие точки в смысле перемещения контрабанды сигарет получи и распишись всем участке Мукачевского пограничного отряда, говорит американка-секретарь отряда Леся Федорова.

— Длительность участка Мукачевского пограничного отряда составляет 316,2 км, изо них с Венгрией — 112,3 км, с Румынией — 203,9 км. Речной пространство границы с этими странами составляет 120, а горноравнинный – 75,2 км.

На сей момент здесь наиболее уязвим украинско-румынский зона границы в пределах населенных пунктов Величайший Бычков, Деловое и Богдан. Меры соответственно усилению охраны границы на этом участке неустанно сопровождаются возмущением и провокациями со стороны отдельных жителей сих поселков. Это жители, которые где-то или иначе причастны к перемещению после границу табачных изделий: хранят пакеты с сигаретами сверху территории своих частных домов, дают бункер лицам, которые носят товар, отслеживают поведение пограничных нарядов и тому подобное.

«Работников» организаторы табачной контрабанды ищут далеко не только в приграничных селах, но и в ближайших городах — Рахов, Тячев, Хуст. Контрабанда в этом регионе имеет тон четко организованной преступной схемы, объясняет Леся Федорова.

— Без- стоит думать, что зарабатывают получи ней простые граждане. Основной рента оседает в карманах организаторов, которые неважный (=маловажный) гнушаются рисковать здоровьем и даже жизнью тех, кто такой на них работает, – говорит возлюбленная. – Ведь для увеличения физической выносливости своих «подчиненных», которых они заставляют не давать воли крутые горы или стремительную полноводную реку, с тем чтоб они при любой погоде и времени лета могли быстро перенести сигареты, организаторы контрабандных потоков обеспечивают исполнителей психотропными и наркотическими средствами. Тоже в «обязанности» тех, кто именно работает на контрабандистов, входит интерес в различных провокациях, которые устраиваются в протест на активные меры пограничников, направленных нате борьбу с противоправной деятельностью. Речь быть так о поджогах авто, нападениях на пограничные наряды, провокациях и искажении фактов, попытках подкупа, словесных оскорблениях и угрозах физической расправой и инда убийства, – рассказывает Леся Федорова.

Все страна продолжает следить за судебными заседаниями по мнению делу наезда автомобиля в ноябре 2018-го возраст на начальника отдела пограничной службы "Деловое" майора Вадима Березенского, тот или другой вследствие полученных травм скончался в больнице.

Человека, совершившего набег на пограничника, задержали, но суды по мнению этому делу до сих пор продолжаются.

— Такие провокации, — говорит Леся Федорова, — преступники устраивают, никак не желая оставлять попыток незаконной наживы ото организации грязных сделок на границе. Их махинации носят качества) четко спланированных действий, направленных получай пренебрежение украинским законодательством и несут откровенную угрозу жизни и здоровью военнослужащих.

Как бы то ни было, она отмечает, что даже сверху участке Мукачевского ПО в Деловом неотлагательно стало тише. Это доказывает статистика.

— В случае если сравнить нынешнее состояние дел с 2016 годом, в некоторых случаях был пик задержаний противоправных элементов подле попытке нарушения границы, активность табачных контрабандистов посчастливилось существенно снизить. Например, за первые двоечка месяца 2016 года на участке Богиня плодородия «Деловое» пограничники пресекли 12 попыток перемещения 67 126 пачек сигарет, из-за аналогичный период 2021-го – 2 попытки перемещения 6900 пачек сигарет. Следовать 2 месяца 2016 года было задержано 12 правонарушителей, а ранее в 2021 году за аналогичный пора – только 1 правонарушитель, – приводит цифры американка-секретарь Мукачевского погранотряда.

Однако пограничники будто бы, что пока будет существовать непохожесть в ценах на сигареты, по горам и долинам Закарпатья будут (у)лавливать мальчиков с "черными ящиками", полными обмотанных скотчем сигарет. Рыночек, знаете ли, штука упрямая. Возлюбленный всегда диктует свои условия. Особенно сие актуально для нашего приграничья, идеже с этой стороны низкое социально-экономическое развитость, а уж по ту сторону норма положение вещей гораздо лучше. И навеки есть желание уравнять доходы, разве, или хотя бы на этом заслужить. Поэтому, пока есть разница в ценах, действует старуха-добрая схема: риск — легкие денежки — быстрое обогащение.

Татьяна Когутич, Унгвар — Косино

Фото Сергея Гудака

Обсуждение закрыто.