Втoрoй рaз eгo искaли бoльшe 30 лeт, a впeрвыe пoкaзaли чeрeз стo лeт
Тaк пoвeлoсь, чтo клaды oбычнo ищут дoлгo и труднo, a нaйдя, бeрeгут кaк зeницу oкa. Инoгдa иx вoруют, тoгдa — ищи вeтрa в пoлe. Oднaкo бывaют случaи, кoгдa клaд слoвнo рaствoряeтся вo врeмeни, прoстрaнствe и вoдoвoрoтe бурныx сoбытий, a зaтeм сaм укaзывaeт путь-дорога, кaк eгo нaйти и сoбрaть вoeдинo. Oдин с тaкиx удивитeльныx рaсскaзoв мoжнo услышaть в Чeрнигoвскoм oблaстнoм истoричeскoм музee им. Вaсилия Тaрнoвскoгo, a кaсaeтся oн цeннoй кoллeкции сeрeбряныx издeлий дрeвнeрусскoй эпoxи. Сeйчaс сии прeдмeты прeдстaвлeны в экспoзиции музeя, a в рaзнoe врeмя иx искaли знaмeнитый aрxeoлoг, студeнты, учeныe и дaжe зaключeнныe…
КOПAЛИ МНOГO И ДOПOЗДНA
Кoгдa в 1923 гoду в Чeрнигoвe рeшили исслeдoвaть oдин с дрeвнeйшиx xрaмoв Вoстoчнoй Eврoпы — Спaсo-Прeoбрaжeнский сoбoр XI вeкa, тo приглaсили чтобы этoгo очень известных на так время киевских профессоров: археолога Николая Макаренко и историка архитектуры Ипполита Моргилевского. Первому поручили быть во главе раскопками, второму — обследовать расчищенные с земли стены. А культурный слой вкруг последних за сотни лет образовался здоровущий.
Как рассказала старший научный работающий по найму отдела фондов Черниговского исторического музея им. Василия Тарновского Мика Сыта, часть здания храма сделано была под землей, от пристроек остались в какой-нибудь месяц фундаменты, и тогда никто понятия маловыгодный имел, что осталось под многовековым слоем грунта.
— Археологические исследования проводились с 7 июля после 11 сентября 1923 года. В ходе работ были исследованы наружные стены Спасского собора, фундаменты пристроек и склепов с его северной и южной сторон (вот-вот кладка тех фундаментов выполнена красным кирпичом). Изнутри. Ant. снаружи собора археологи сделали 8 шурфов. В раскопках участвовали руки-ноги историко архивного кружка, студенты института народного образования, а вдобавок заключенные ДОПРа ("Дом принуждения", современным языком — СИЗО). В архивных документах упоминается о волюм, что милиция непрерывно охраняла и арестантов, и территория раскопок. Когда исследования были в самом разгаре, ее попросили увеличить количество заключенных и время их пребывания нате работах до 21 часа возмещение 19. Объем земляных работ был беспримерно большой", — подвела к самому интересному Мила. Именно из ее слов пишущий эти строки и узнаем, что было дальше.
Чудо МАКАРЕНКО
Квалифицированные работы на раскопках, расчистку стен, скажем так, выполняли специалисты. И вот, когда гелертер Макаренко собственноручно расчищал стенку юго-восточной пристройки, в нижней ее части, в щели посередине камнями, он нашел завернутый в полотняную кружево клад. Это были серебряные фабрикаты, преимущественно женские украшения. Осмотрев имущество, археологи пришли к выводу, что они принадлежат к периоду Древней Руси, а в храме их спрятали, вероятнее только (лишь), в минуту опасности. Возможно, во минувшее монгольского нашествия, когда Чернигов в 1239 году захватили войска крышка Менгу. Спрятать то спрятали, а чисто забрать уже, очевидно, было некому…Неведомо зачем этот клад и пролежал в стене бездна веков.
Следовательно, в том полотне были: неуд колта (украшения, которые крепились к головному убору и свешивались по уровня плеча; колодочки рясен (найтов для колтов); две серьги киевского будто; два шарнирных браслета и одна денежная гривна. Колты украшали изображения фантастических животных с хвостом-плетенкой, браслеты — флористический орнамент и морды животных, похожих в львов. Позже ученые отмечали, в чем дело? такие браслеты символизировали родовой пепелище и могли быть частью свадебного наряда нежный пол. До сих пор их найдено один, потому что на Руси сии украшения были редкими.
Все принадлежности клада были изготовлены из серебра высокой пробы, а отсюда следует, вероятнее всего, принадлежали состоятельному человеку. Потому что простые мещанки в то время носили бронзовые, медные и стеклянные прибабасы.
Найденные артефакты должны были красоваться переданы в один из черниговских музеев, хотя под свою расписку Макаренко взял их в Академию наук чтобы исследования. Вернуть обязался через месяцочек. В Киеве профессор их очень полно, даже тщательно описал, и в 1929 году сие описание с фотографиями опубликовал в монографии о раскопках черниговского Спаса. В будущем сия публикация сыграла в "биографии" клада очень важную, минус преувеличения, спасительную роль.
ПРОПАЖА И Распознавание
Следующее упоминание об этом кладе относится ранее к послевоенному времени. Тогда известная сверху то время археолог Гали Корзухина составляла библиография древнерусских кладов и для уточнения местонахождения находок Макаренко направила в Черниговский глиптотека запрос. Ответ получила неутешительный: в 20-х годах сокровище был передан в Академию наук Украины и идеже он сейчас — неизвестно.
После Следующий мировой войны музейщикам было затейливо. Уцелевшие и возвращенные из эвакуации коллекции нужно было борзо инвентаризировать, а специалистов-археологов, которые бы разбирались в артефактах, малограмотный хватало. Музейная документация во момент войны пропала, в коллекциях часто возникала квипрокво. Поэтому, когда музейные работники обнаруживали древнерусские хозяйство неизвестного происхождения, то относили их либо к коллекции с Княжей третий полюс в Черкасской области, либо писали, яко они найдены где-то в Черниговской области. Который касается клада Макаренко, в музее решили, точно он просто пропал — во година войны, или даже раньше…
Шли годы, сменялись поколения, а с ними и музейные рабочие. И вот в 1980-х годах хранитель археологической группы исторического музея (ныне — кандидатура исторических наук и доцент университета) Лёля Черненко обратила внимание на в таком случае, что два колта, найденные в одной изо коллекций, очень похожи на изображенные в монографии Макаренко. Невеста сотрудница их подробно рассмотрела, сверила с описанием ученого и поняла, как это действительно они. Можно нарисовать себе мысленно радость и волнение, охватившие тогда музейщиков. Колты, которые считались потерянными, — в этом месте, в Чернигове! Так, может, и другие шмутки из клада Макаренко совсем рядом, просто разбросаны по разным коробкам? И началось узнавание других коллекций. А мелких археологических предметов в музее — ой что много! Чтобы пересмотреть все, нужны годы.
Нашедшиеся колты были в ужасном состоянии — разломанные. В 1990-х годах их отдали получи реставрацию в Москву, откуда они вернулись, до какой (степени это возможно было, восстановленными.
В 2000-х внутри таких же неизвестно где найденных возьми Черниговщине раритетов нашлись колодочки рясен, а опосля и браслеты. Последние были не в археологической, а в исторической группе музейной коллекции, посему археологи не всегда могли их ули. И когда главный хранитель группы драгоценных металлов Аннушка Арендар обратила внимание на сии вещи, наша рассказчица Людмила Сыта моментально их узнала: "Так сие же, вероятно, из клада Макаренко", — сказала. Сверив браслеты с описанием и фотографиями профессорской публикации, ученые убедились в правильности своих выводов.
В 2013-м году браслеты передали в Государственный исследовательский реставрационный центр Украины, идеже их восстановил мастер Виктор Голуб. Манером), благодаря усилиям разных специалистов, перл Макаренко был собран почти вконец.
— Если бы не наличие сего детального описания, то вещи с клада могли бы и не отождествлять, — отметила Людмила Сыта.
Оставалось откопать серьги и серебряную гривну.
ДРЕВНЯЯ Блеск НА ЗЕЛЕНОМ ПЛАТЬЕ
Денежную гривну изо того клада отыскали относительно амором среди ее музейных "родственниц". Пересмотрели каждую, перевзвесили и нашли нужную. В области описанию Макаренко, гривна из клада весит 37 с четвертью золотников (1 золотник — сие 4,26 г) или около 159 г. Идентичной ей ровно по всем показателям в музейных фондах безграмотный было.
А вот с серьгами получилось сложнее. Поэтому что подобные описанным профессором серьги киевского будто есть во многих кладах конца XII — основные положения XIII веков. Чтобы выделить тетушка, которые принадлежат к кладу Макаренко, нужны были скажем какие-то фотографии. А их в публикации археолога безвыгодный оказалось. И поэтому найти украшения, хотя (бы) если они и есть в фондах Черниговского исторического музея, отмечают его рабочая сила, невозможно.
Но и без них экстра-класс Макаренко сегодня выглядит очень углубленно. И наконец представлен в музейной экспозиции. Впервой (!) за почти 100 планирование после того, как был найден.
Умереть и не встать всей красе древнерусское серебро дозволяется увидеть в витринах одного из залов исторического музея. Возьми зеленом платье при специально подобранном освещении сии драгоценные вещи возрастом почти 800 полет притягивают взгляд и словно передают нам хелло от далеких предков.
В завершение желательно бы понять, как могло выйти, что клад потерялся якобы в Киеве, а нашелся "у себя", в Чернигове? Ответ, оказывается, кончено простой. Взяв свою находку возьми исследование под расписку, Макаренко, едва ли не, достаточно быстро ее вернул. До самого Второй мировой войны драгоценности хранились как один человек, а во время эвакуации музея, хаоса, который-нибудь тогда царил, многое перепуталось, правдоподобно, еще на этапе их упаковки. Нонче рассказать об этом уже некому. Очевидным остается всего делов факт исчезновения в военные годы музейной документации. Внутри уцелевших бумаг документа о возвращении Макаренко клада в Чернигов безлюдный (=малолюдный) нашлось. Хотя вполне возможно, аюшки? и он себе тихонько лежит в каком-так архиве…
Наталья Потапчук, Чернигов
Фотокарточка автора и предоставлены Черниговским историческим музеем им. В. В. Тарновского
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики