Пoчeму бeзнaкaзaннo уничтoжaются стaринныe здaния, являющиeся узнaвaeмыми примeтaми гoрoдa?
Втoрoй пo вeличинe гoрoд Укрaины – Xaрькoв – вдoбaвoк к уничтoжeнным в пoслeдниe 5 лeт стaринным здaниям, мoжeт обрести eщe нeскoлькиx пaмятникoв истoрии и aрxитeктуры. Причинa прoстa: здaния с тaким стaтусoм рaспoлoжeны в цeнтрaльнoй чaсти гoрoдa, имeющeй oсoбoe знaчeниe к прeдстaвитeлeй бизнeс-кругoв. Имeннo здeсь xaрькoвчaн рaссмaтривaют нe кaк oбычныx зeмлякoв, a, в пeрвую oчeрeдь, кaк пoтрeбитeлeй услуг – oт тoргoвыx дo рaзвлeкaтeльныx.
ИСЧEЗAЮЩИE ПРИМEТЫ ГOРOДA И ВРEМEНИ
Oбилиe пoтрeбитeлeй – этo понт, пoэтoму нaтиск сoврeмeнныx кaпитaлистoв нa здaния, пoстрoeнныe в прoшлыe вeкa знaмeнитыми aрxитeктoрaми и связaнныe с биoгрaфиями лучшиx прeдстaвитeлeй мeгaпoлисa, прoдoлжaeтся, и eму нe мeшaют ни пaмятныe тaблички нa фaсaдax, свидeтeльствующиe o тoм, чтo дoм oxрaняeтся зaкoнoм, ни прoтeсты aрxитeктoрoв и крaeвeдoв, ни oбщeствeннoe мнeниe.
Oб этoм с бoлью гoвoрят aктивныe, нeрaвнoдушныe xaрькoвчaнe. Oни oбъeдиняются в инициaтивныe группы и oбщeствeнныe oргaнизaции, чтoбы привлeчь внимaниe влaстныx и прaвooxрaнитeльныx структур к нaрушeнию зaкoнa и oстaнoвить уничтoжeниe пaмятникoв истoрии и aрxитeктуры, кoтoрыe являются узнaвaeмoй примeтoй гoрoдa.
O тexнoлoгии систeмнoгo уничтoжeния этиx пaмятникoв кoррeспoндeнту Укринфoрмa рaсскaзaли кooрдинaтoр инициaтивнoй группы #SaveKharkiv, дирeктoр Блaгoтвoритeльнoгo фoндa "Xaрькoв с тoбoй", члeн Кoнсультaтивнoгo сoвeтa пo вoпрoсaм oxрaны культурнoгo нaслeдия около Дeпaртaмeнтe стрoитeльствa и aрxитeктуры Xaрькoвскoй OГA Eлeнa Рoфe-Бeкeтoвa и прoфeссoр кaфeдры укрaинoвeдeния, культурoлoгии и истoрии нaуки НТУ "XПИ", члeн Кoнсультaтивнoгo сoвeтa пo oxрaнe культурнoгo нaслeдия подле Дeпaртaмeнтe культуры и туризмa XOГA Миxaил Крaсикoв.
РEКOНСТРУКЦИЯ ВМEСТO РEСТAВРAЦИИ
«В рeeстрe пaмятникoв aрxитeктуры Xaрькoвскoй oблaсти знaчится бoлee 600 oбъeктoв. Двe трeти с ниx рaспoлoжeны в Xaрькoвe, причeм бoльшaя чaсть – в цeнтрaльныx рaйoнax гoрoдa, сaмыx зaвидныx угоду кому) бизнeсa. Чтoбы зaпoлучить жeлaнный oбъeкт в свoe пoльзoвaниe, дoстaтoчнo дeйствoвaть пo сxeмe: здaниe стaриннoй пoстрoйки, бывай тo жилой дом или офисное умещение, по акту купли-продажи переходит изо коммунальной собственности в частную. Жильцов либо — либо арендаторов отселяют, причем люди дают свое единство, ибо жить в новом доме, с новыми коммуникациями полегче, чем в старом.
Получи и распишись уровне купли-продажи все осуществляется праведно, а потом закон уступает место самоуправству. Свежеиспеченный хозяин здания-памятника вместо того, дабы сохранить его в первоначальном виде, в волюм числе, благодаря реставрации, начинает его реконструкцию. Осуществляют сие без паспорта объекта (стенда с информацией о застройщике, проектной организации, главном архитекторе проекта, их контактными телефонами) и минус разрешительных документов. Эти документы должны согласовываться с местными органами власть имущие, после чего их подают в Государственную зодчески-строительную инспекцию (ГАСИ). Более того, ежели речь идет о памятнике архитектуры, в таком случае разрешение даёт не местная ГАСИ, а столичная. Сегодняшние застройщики сии правила игнорируют – не знают иначе говоря не хотят знать. Но позднее их "реставрации" людская изменяется до неузнаваемости и теряет положение памятника эпохи, вернуть который чуть ли не невозможно. Разве только по решению свида о сносе незаконных надстроек, но такого прецедента в Харькове я приставки не- припомню», – поясняет Эллен Рофе-Бекетова.
По ее словам, свежим примером уничтожения культурного достояния стал хачкар архитектуры по улице Гоголя, 2 в самом центре города. Рецидивист, построенный в XIX веке, сейчас в строительных лесах: другой хозяин возводит третий, а, возможно, закругляйся и четвертый этаж, и здание потеряет специфический статус, охраняемый законом.
"Члены группы #SaveKharkiv одну крош месяцев назад обратились за разъяснением к представителю застройщика. Оный заверил, что здание не будут пристраивать и оформят необходимые документы, но погодя месяц ситуация не изменилась. Малограмотный помогло и обращение в Департамент строительства и архитектуры Харьковской ОГА, пускай бы там после нашего обращения мгновенно же выдали застройщику предписание остановить работы. А там мы обратились в прокуратуру, но симпатия "перекинула" это действие Киевскому райотделу полиции, однако старшой следственного отдела не нашел состава преступления в возведении несанкционированных надстроек сверху здании-памятнике архитектуры и в факте неподчинения требованию департамента ХОГА, которое через имени государства осуществляет охрану сих памятников. Мы побывали на месте действие и не в первый раз убедились, а строительство продолжается, несмотря на эмбарго: работает строительный кран, на месте и летучка рабочих. К слову, вызванные нами тама полицейские лишь констатировали факт, чего видели на объекте людей, только они, мол, не обязательно рабочая сила, и претензий предъявить некому. Если до настоящего времени пойдет таким ходом, то памятника архитектуры безлюдный (=малолюдный) станет", – добавила Лёна Рофе-Бекетова.
По ее словам, классификация #SaveKharkiv обращалась к властям и по поводу других памятников архитектуры и истории, оказавшихся почти угрозой уничтожения: "Однако наших усилий плохо, это тот случай, когда нужно “могущество употребить”, ведь с исчезновением таких памятников Харьков лишится своей истории".
"Примечательно, отчего в суд активисты обратиться не могут, затем что якобы не являются пострадавшей в обход. Это непонятно, ведь мы – представители громады, так есть, государства, и закон априори защищает наши круг интересов. В этом случае, именно прокуратура, а приставки не- общественная организация или отдельные граждане, должна устремиться в суд. Но прокуратура возьмется ради дело, если только мы приведем данные бездействия государственных органов или безрезультатности их действий. В (течение того времени суд да дело, очередной дольмен архитектуры – а строители работают момент – окончательно утратит свою доподлинность и бороться будет не за словно. Спрашивается: не является ли коррупционным сговором весь эта нелепая система, начиная с доведения объекта задолго. Ant. с аварийного состояния, чтоб потом было яко реконструировать?
Выводы должны сделать правовые инстанции. Пишущий эти строки как общественная организация можем всего-навсего выявлять факты нарушения закона и достигать наказания для нарушителей. Мы равно как ратуем за разработку конкретной программы охраны культурного наследия быть условии ее финансирования из местного бюджета, и произ благотворительного фонда, где будут копиться дополнительные средства для реализации программы", – подчеркнула Лёна Рофе-Бекетова.
Для нее, сиречь выяснилось, охрана культурного наследия и организация инициативной группы #SaveKharkiv имеет особое спица в колеснице, ведь Елена приходится правнучкой знаменитому земляку, академику архитектуры Алексею Бекетову, сообразно проектам которого в конце XIX — начале XX века застроен огульно центр Харькова, а это не поменьше сорока зданий. Памятники Бекетову, установленные рядком двух вузов, где готовят архитекторов, служат напоминанием о его вкладе в историю родного города. И ежели и Елена по образованию математик, симпатия, как и прадед, видит в архитектуре оный вид искусства, который способен принять много мук века при условии охраны, вследствие того вместе с другими активистами намерена возобновлять бить тревогу по каждому поводу, связанному с уничтожением признанных памятников.
Вроде ОСТАНОВИТЬ «РЕСТАВРУЙНАЦИЮ»?
Угоду кому) профессора культурологии НТУ "ХПИ" Михаила Красикова, какой-либо известен многочисленными исследованиями в сфере культурного наследия Харькова и области, с головы старинный дом – это до сего часа и памятник истории.
"Жрать два главных критерия для внесения объектов в наличность памятников истории: они должны защищать и охранять свою аутентичность и быть связаны с известными деятелями сиречь событиями истории. Если эти критерии нарушены, прачеди теряет свой статус. Нарушения а происходят из-за смешения понятий “пересоздание” и “реставрация”. Некоторые люди “специалисты” считают, ровно это одно и то же. Реставраторы до этому поводу придумали словечко "реставруйнация", в таком случае есть доведение объекта до руин река полного искажения в результате псевдореставрации.
Фотореставрация и реконструкция – это совершенно неодинаковые вещи: реконструкция – это переделывание объекта, реставрация – сохранение в подлинном виде.
Иначе) будет то говорить об уже упомянутом здании ровно по улице Гоголя, 2, то оно построено в 1818 году в стиле классицизма – с треугольным фронтоном, пилястрами и декоративными наличниками – архитектором Евгением Васильевым, сверху счету которого и знаменитая, самая высокая в Харькове, башня Успенского собора, достроенная другим известным архитектором – Андреем Тоном. С годами одноэтажное здание по улице Гоголя, 2 с мезонином выкупил у вдовы Васильева и достроил второстепенный этаж тот же Андрей Краска. С 1840 года в этом здании жил пастор и работала лютеранская авиашкола, вследствие чего дом был центром культурной жизни этой религиозной общины в линия почти столетия.
До июня 2020 возраст здание сохраняло все черты классицизма, как бы то ни было его фасад не изменился, сие было отличное наглядное пособие до изучению архитектуры. Поэтому Центр охраны культурного наследия Департамента культуры и туризма ХОГА был скромно обязан внести его в реестр исторических памятников, в таком случае есть, добавить новый статус к имеющемуся статусу памятника архитектуры. Только никто даже пальцем не пошевелил. В сравнении недавно у большей части дома сменился хозяин, который решил расширить свою агора путем реконструкции, – и началось описанное раньше уничтожение здания-памятника", – пояснил Мишель Красиков.
СПАСТИ ДОМ БОРТКЕВИЧА
Вдоль его словам, есть и другой знаменательный объект, который готовят уже мало-: неграмотный к реконструкции, а к сносу. «Это двухэтажный особнячок по улице Сумской, 28, прославленный как "Дом Борткевича", состроенный в середине ХІХ века, причем конюшня запечатлено на самых первых харьковских фотографиях, сделанных в 1864 году знаменитым фотографом Василием Досекиным, и уж один этот факт обязывал бы потомков подстраховать уголок старого Харькова, не изменившийся по (по грибы) 156 лет», – отмечает нестор.
Что до истории дома, на правах рассказал Красиков, в свое время его купил торговец и меценат Эдуард Борткевич, чей сынуля Сергей стал знаменитым музыкантом, которого называли “последним романтиком в музыке” и “украинским Рахманиновым”. По времени революции 1917 года он связал свою общежитие с Австрией, где был профессором Венской консерватории.
«Незамедлительно этому зданию угрожает снос, сверху его месте будет построен торгово-канцелярский центр, причем этот проект одобрен Консультативным советом в соответствии с вопросам охраны культурного наследия возле Департаменте строительства и архитектуры ХОГА», – говорит хронист.
В начале ХХ века, в годы, предшествовавшие революции, в доме располагалась ресторан, которая была местом явок большевиков. Не больше и не меньше поэтому здание было внесено в Госреестр не хуже кого памятник истории.
«Однако современный собственник – частная фирма – воспользовался процессом декоммунизации, начавшимся в 2015 году, и сверх суд добился расторжения охранного договора с органом охраны культурного наследия. Тут-то в процесс вмешались активисты группы "SaveKharkiv". Около поддержке руководства ХОГА в Министерство культуры и туризма Украины отправлены документы возьми присвоение дому охранного номера в качестве памятника истории, да уже как дома, где родился и жил Серый Борткевич”, – говорит Миша Красиков.
В УКРАИНЕ НУЖНА АРХИТЕКТУРНАЯ Асфалия
По его словам, печальна и удел дома по улице Свободы, 35, возведенного в начале ХХ века в стиле югендстиль: "В свое время бывший дуцзюнь Харьковской области, основываясь на выводах киевских экспертов, распорядился подвести здание из реестра памятников архитектуры, оно не имел таких полномочий. (год) спустя этого дом был фактически доведен после аварийного состояния. С исторической точки зрения спинар интересен тем, что здесь жил общесоветский военачальник Иона Якир, репрессированный в 1937 году, а вслед за тем располагалась гостиница для высших лиц государства, идеже останавливались Леонид Брежнев, Владимир Щербицкий и прочие советские сановники, а также высокие зарубежные месяцы. Сейчас здание реконструируют, после что такое? оно вряд ли сохранит близкий стиль в первозданном виде".
Иначе) будет то как следует присмотреться, что к этому, ась? к предыдущему примеру – с домом Борткевича, (бог) велел разглядеть некую хитрость, которой пользуются собственники исторических зданий, неравно хотят их не сохранить, а приспособить подо свои бизнес-интересы. В ход есть такое дело любая конъюнктура, даже процесс декоммунизации: дамба, если эти здания как-так связаны с большевиками, такими персонажами, чисто Якир или Брежнев, то есть смысл ли вообще их сохранять?
Однако ведь в мире далеко не навеки разрушают памятки, которые олицетворяют и паче противоречивые, и даже трагические страницы истории: тюрьмы, концлагеря. Наизворот, их сохраняют для потомков, все конечно, с соответствующим информационным сопровождением. Так работает историческая парамнезия. Поэтому даже с исторической точки зрения (об архитектурной сокровище уже и не говорим) это строения должны находиться сохранены.
Можно было бы избавить и столетнее здание, ныне бывший обелиск архитектуры по Театральному переулку, 6, в стиле модернизм, известное как "Крыша таблица".
«С крыши этого здания, образца архитектуры альфа и омега ХХ века, открывается потрясающий облик на город, что является находкой пользу кого туристов. Однако сооружение пойдет по-под снос по решению апрельской сессии Харьковского горсовета. Сверху сессии утвержден проект, по которому в этом переулке объединяются двое земельных участка, так что шаболда площадь земельного надела составит паче 35 соток. Здесь построят обитаемый дом, подземную парковку и противооползневое менгир. И уже не останется памяти о творении архитектора-голландца Льва Тервена, построившего настоящий доходный дом для сдачи квартир в аренду элитным постояльцам.
Туристам было бы захватывающе узнать, что квартиры здесь были площадью 180-200 кв.м, а потолки украшала лепнина в виде ангелов, держащих в руках лавровые венки.
В советское минута здесь разместилось общежитие для сотрудников гидрометеорологической службы, а умереть и не встать время Второй мировой – тевтонский штаб. После войны дом заселила интеллигенция, начиная артистов.
В 1980 году случился пожаротушение, жильцов выселили. Очевидцы уверены в умышленном поджоге. Впрочем и после пожара большая часть здания оставалась целой. Вилла пытались восстановить для жилья, так денег на это не нашли. В конце 1980-х был разработан программа, согласно которому здание собирались модернизировать под основанную в ХІХ веке одну изо первых в Российской империи научных медицинских библиотек, идеже было собрано 1,5 млн томов ценнейшей литературы. Да и то денег и на эту реконструкцию получи и распишись излете СССР не нашлось. Людская "Крыши мира" формально являлось памятником архитектуры, имело защитный номер 230, а значит, по закону, с иголки владелец дома обязан был нести здание в надлежащем виде. Однако ему сие было невыгодно, и он добился исключения его изо списков памятников архитектуры, что наводит бери мысль о коррупции", – считает Мишута Красиков.
По его словам, был в Харькове и "литературно-поэтический" памятник, который уже безлюдный (=малолюдный) вернешь. Речь об усадьбе сестер Синяковых в переулке Никитинском, 22.
«Тут. Ant. там в начале 20 века жила известная авангардистка Мария Синякова, бывали Борис Поручейник, Велемир Хлебников, Николай Асеев и часть известные деятели культуры. Дом снесен в 2018 году. Сверху запрос активистов в харьковской мэрии ответили, что же памятником истории дом не являлся и получи балансе города не находился. В так же время, на протяжении ряда полет известный харьковский историк Андрей Парамонов невыгодный раз обращался к городским властям с предложением проявить здание под основанный им Кунсткамера городской усадьбы. Парамонов также никак не раз обращался в Центр охраны культурного наследия Департамента культуры и туризма ХОГА с предложением оформить документы после внесению усадьбы сестер Синяковых в книга памятников истории. Однако новая владетельница дома, не дожидаясь действий чиновников, легко снесла здание, чтобы построить получи его месте многоэтажку. И ее запрещается привлечь к ответственности. А вот руководителя Центра охраны культурного наследия не возбраняется – по статье, связанной с преступным бездействием, чисто повлекло утрату памятника истории", – говорит Мотя Красиков.
Еще одним объектом, кой погиб в неравной борьбе с алчными застройщиками и равнодушными чиновниками, стала бывшая кабак в Лопатинском переулке. Это здание, построенное в XIX веке, в области словам историка, считалось памятником истории и имело караульный номер: в свое время здесь скалдырник семья знаменитого украинского актера и режиссера Клеймо Кропивницкого. «Однако новый работодатель здания снес его, чтобы сотворить на пустыре новый дом. По мнению факту незаконности сноса здания Госдепартамент культуры и туризма ХОГА обращался в прокуратуру, хотя она никаких действий по привлечению преступников к ответственности бесцельно и не предприняла», – констатирует краевед.
Симпатия убежден, что в Украине должна толкать(ся) создана «специальная архитектурная жандарм».
«Нужна отдельная услужение, которая бы занималась мониторингом ситуации, контролем, и накладывала безо проволочек реальные санкции на вандалов, которые уничтожают памятники архитектуры и истории. Хотя такой службы нет. Общественные организации бьются в закрытые двери, они малограмотный могут заставить чиновников принять реальные мероприятия для спасения памятников, которые ходят слухи охраняются законом. Тотальная импотенция государства в области охраны культурного наследия может заморить остатки нашей истории", – резюмирует Красиков.
В чем дело? ОБЩЕГО МЕЖДУ РЕСТАВРАЦИЕЙ И НЕЙРОХИРУРГИЕЙ
Объединение его словам, все памятники архитектуры и истории разрешается сохранить для потомства с помощью профессиональных реставраторов.
"Одначе такие специалисты у нас наперечет. Действие в том, что лет пять отдавать в вузах Украины перестали их руководить: мол, нашей стране такие специалисты безграмотный нужны. Осталось лишь несколько специализированных кафедр, в фолиант числе, в Харькове. Но если допрежь того там фундаментально обучали узких специалистов-реставраторов, в таком случае сейчас архитекторам лишь дают определенные запас знаний из области реставрации. А ведь натаскивание настоящего реставратора – сродни подготовке космонавта», – рассказывает Красиков.
По мнению его словам, высококлассные специалисты способны объединение типу кладки, по разным историческим нюансам с точностью раньше десятилетия определить, когда построено в таком случае или иное здание. Нынешний художник-) строитель такими знаниями не обладает. К тому а принято постановление, разрешающее заниматься реставрацией людям, получившим письменное удостоверение после сдачи минимальных экзаменов. «Сие все равно, что лечить серьезную хворание у фельдшера или ветеринара. Реставрация – точно нейрохирургия, и обычный хирург, даже самый достопримечательный, не сделает операцию на мозге. Бадняк назад общественность страны инициировала создание подписей за то, чтобы воротить в Украину эту специальность, но ходатайство не добрала голосов и не попала получай рассмотрение Верховной Рады», – говорит летописец.
Точку в нашей беседе в области поводу охраны памятников архитектуры и истории поставила градостроитель-реставратор, член Консультативного совета ровно по вопросам охраны культурного наследия присутствие Департаменте градостроительства и архитектуры ХОГА, лауреат Государственной премии Украины в области архитектуры Катёна Кублицкая, она подчеркнула: застройщики должны держать (сохранять) в памяти (в голове) о том, что реконструкция не (за)грызть реставрация. И что отвечать за срыв правил охраны памятников архитектуры и истории придется по мнению ч.2 ст. 298 Уголовного Кодекса Украины.
Светлая Лигостаева, Харьков
Фото из открытых источников
На первом месте фото: «Крыша мира» в Харькове, photographers.ua
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики