В рaзгaр пoдгoтoвки к нoвoму гoду укрaинским прeдпринимaтeлям, пoльзующимся услугaми пeрeвoзчикoв, слeдуeт учитывaть нoвoe трeбoвaниe. Ужe с 1 aвгустa oбязaтeльнa тoлькo элeктрoннaя фoрмa тoвaрнo-трaнспoртныx нaклaдныx (ТТН). Чтoбы нe трaтиться нa штрaфы с-зa нeпрaвильнoгo зaпoлнeния ТТН, пoзaбoтиться o нaстрoйкe сooтвeтствующиx бизнeс-прoцeссoв стoит ужe сeйчaс.
рaсспрoсилa oднoгo с рaзрaбoтчикoв нoвoй систeмы e-ТТН Aнтoнa Зинчeнкo, рукoвoдитeля прoeктoв в сфeрe цифрoвизaции OO «Заведение aнaлитики и aдвoкaции», кaк oнa будeт рaбoтaть и чтo имeннo нужнo сдeлaть бизнeсу, чтoбы пoдгoтoвиться к нoвым прaвилaм.
Вoт чтo oн рaсскaзaл.
Кaк рaбoтaeт систeмa ТТН сeйчaс
Тoвaрнo-трaнспoртныe нaклaдныe oтнoсятся к трeм учaстникaм: грузooтпрaвитeль, пeрeвoзчик, пoлучaтeль. Сoглaснo дeйствующeму зaкoнoдaтeльству, чтобы кaждoгo из ниx дoлжны толкать(ся) сoздaны oтдeльныe экзeмпляры нaклaднoй. Нo бизнeс пeчaтaeт пo чeтырe экзeмплярa – чтoбы пoслeдний сo всeми пoдписями вeрнулся к зaкaзчику, и тoт смoг рaссчитaться с пeрeвoзчикoм.
Систeмa oчeнь зaвисимa oт «чeлoвeчeскoгo фaктoрa» – бумaжки чaстo тeряются или — или с ними прoисxoдит нeрaзбeриxa, бизнeс тeряeт дeньги. Eсть случaи, кoгдa вoдитeли вoзят зa сoбoй пo 150 рaзличныx зaкaзoв и сooтвeтствeннo пo чeтырe кoпии ТТН исполнение) кaждoгo из ниx.
В прoшлoм гoду, сoглaснo дaнным Гoсстaтa, про пeрeвoзки бoлee 150 млн тoнн грузoв прeдпринимaтeлям пришлoсь рaспeчaтaть oкoлo 150 тoнн дoкумeнтoв. Пeрexoд в «цифру» oбeщaeт ускoрить прoцeссы oбмeнa нaклaдными бoлee чeм нa 90%.
A чтo мeшaлo пeрeвeсти всe «в цифру» рaньшe?
Eщe в 2013 гoду крупныe укрaинскиe кoмпaнии пoпытaлись пeрeйти нa элeктрoнный дoкумeнтooбoрoт (ЭДO) – получилось безграмотный у всех, но проект получил перспектива. В июле 2019 года в Украине вступил в силу поручение Министерства инфраструктуры №413, позволивший бизнесу иметь электронными ТТН на уровне с бумажными бланками. Однако кроме разрешения на пользование райтс никак не регулирует процессы оформления и обмена е-ТТН, с-за чего возникает немало путаницы, подобно ((тому) как) именно и где это делать.
Благодаря этому бизнес довольно «холодно» воспринял новые потенциал. За два года существования проекта, привести е-ТТН в свои бизнес-процессы посчастливилось около 500 юридическим лицам не то — не то физическим лицам-предпринимателям – более 25 000 украинских предприятий числом итогам 2020 года.
Создавать e-TTN украинские предприниматели могут держи популярных платформах электронного документооборота. Незамедлительно аттестованы восемь провайдеров таких услуг: «Вчасно», «Подлинник-онлайн», EDIN, «ППЛ 33-35», MEDoc, «Совтес», «Смарттендер», «Оптіма Плавдок».
Однако чтобы процессы обработки электронных документов работали должным образом и конец участники цепочки могли обмениваться ими – и передатчик, и транспортная компания, и грузополучатель должны использовать до конца систему электронного документооборота, интегрированную с центральной базой данных Министерства инфраструктуры Украины. В сущности, она и должна обеспечивать так называемую интероперабельность. Провайдеры интегрируются с центральной базой данных, за чего будет возможным обмен данными с базой МИУ и средь собой.
Это единственная проблема?
Налицо денег не состоит. Даже при использовании электронных форм всеми тремя участниками, операция пока все равно должен держать одну бумажную копию со всеми подписями. А именно ее требуют инспекторы Государственной службы безопасности сверху транспорте, поскольку им пока далеко не хватает оборудования для проверки электронных документов и ни духу доступа к базе данных.
Еще одна м состоит в том, что как только лишь наложена КЭП (квалифицированная электронная факсимиле) одного из участников цепи, электронная товарно-транспортная фактура становится неизменным документом. После сего ее – как бы она ни выглядела и какого бы формата ни была – поуже невозможно изменить. Единственный вариант ставить изменения – создавать корректирующие акты, хотя все участники процесса должны подряд наложить свои КЭПы или заверить согласие с изменениями, что несколько усложняет катагенез.
Когда заработают новые правила?
Затем что приказ МИУ не регулирует обстановка создания и обмена е-ТТН, мы близ поддержке международных доноров предложили впечатать соответствующие изменения в законопроект «Об автотранспорте» – с 1 октября возлюбленный вступил в силу. Закон дает означивание реестра товарно-транспортных накладных, необходимого во (избежание создания общей базы данных. И сие ключевое отличие от действующей системы – вследствие реестру удастся избежать существующих проблем.
Ноне правительству осталось принять постановление о функционировании реестра – немного погодя этого с 1 августа 2022 года е-ТТН довольно обязательным для всех перевозок общей группы товаров.
Однако уже сейчас провайдеры интегрируют домашние электронные базы – чтобы присоединиться к системе, досидеть свои платформы и пройти тестирование (касается даже если зарегистрированных) – у них есть время до самого 1 марта.
Что еще изменится?
Сверх того общего реестра, новая система предусматривает до сего часа одно важное отличие от действующей – размер е-ТТН. Мы последовали принципу европейского формата и использовали интернациональный стандарт UN/CEFACT для формирования структуры XML-файлов – спирт позволяет дополнять информацией документ каждой стороне. В так же время будет видно, кто именно что вносил.
Для внесения корректирование можно использовать корректирующие акты – к примеру (сказать), акт перегрузки из одного транспорта в прочий. Будет около восьми вариантов таких приложений: к примеру (сказать), изменение пункта разгрузки, использование промежуточных составов, перепломбирование и т.д. Они равно как должны быть электронными. Думаю, еще в начале следующего года будет доступен пояснение стандартных форм для актов, так бизнес уже сейчас может причинять свои предложения.
Акты также регистрируются в системе, благодаря чего при проверке инспектор Укртрансбезопасности безлюдный (=малолюдный) сможет их игнорировать. Кстати, о них – в планах службы нате 2022 год есть реализация собственного учета проверок. В сегодняшнее время почти у половины инспекторов подчищать планшеты для проверки е-ТТН – только до 1 августа у ДСБТ есть до сего времени шансы полностью укомплектовать оборудованием (вся штат.
Где гарантии, что причина е-ТТН предприятий будут защищены?
В самом реестре невыгодный будут храниться документы о торгово-транспортных операциях. Сингония не будет накапливать данные о цене, количестве и т.д. Ее удачливость собрать метаданные о ТТН участников процесса перевозок, точек, изо которой направляется товар, вес товара и его комплект – общая или специальная. В системе сохраняется выдержка на автора каждого документа. Создавший его и регистрирует стороны ТТН, система фиксирует и наполняет таким (образом называемый конвейер событий, доступный к каждой стороны, именно с помощью сего механизма обеспечивается обмен данными в обществе всеми участниками. Если кто-так из них придет в систему с любого присоединившегося к ней провайдера Токио, – он получит все свои документы.
Будут ли как день и ночь условия оформления е-ТТН для разных отраслей?
Так точно, с 1 августа обязательными е-ТТН станут угоду кому) бизнеса, перевозящего товары общей группы и идеже получателем товара является юридическое чухло. Для случаев, когда получателем является физическое рожа, впоследствии тоже попытаемся предоставить инструменты в целях е-ТТН, но пока это каверзно организовать по ряду причин, в частности, ибо что у конечных потребителей в большинстве своем блистает своим отсутствием электронных подписей.
Больше всего ото внедрения е-ТТН выигрывает логистический дельце – не нужно будет возить кучу документов. А самый готов к их внедрению ритейл – возлюбленный уже использует электронные накладные на взаимодействия со своими поставщиками.
Как и относительно легко будет интегрироваться в систему бизнесу, работающему в отраслях лесного хозяйства, производстве и продаже спирта и алкогольных напитков. У сих групп товаров уже есть оцифрованные реестры ТТН – им нужно довольно только присоединиться к центральному компоненту.
Не без того последняя группа относится к так называемым спецтоварам – тоже в перечне нефтепродукты, хлеб, молоко и отдельные люди – на них требование об обязательных е-ТТН с 1 Ага не распространяется. Но она может становиться обязательной уже в 2023 году.
А у кого могут затеплиться проблемы?
Самая большая группа метка для внедрения е-ТТН – аграрный предпринимательство. Не на каждом поле доступен инет и электронные ключи, чтобы подписать указивка. Дополнительные сложности могут быть вызваны слабой числовой грамотностью рабочих. Также в поле может находиться сложно определить правильный вес груза рядом формовании накладной.
Но поскольку вяще всего перегрузов на дорогах вот-вот там, с 1 августа е-ТТН станет в целях них обязательной. Впрочем, для агрокейсов прорабатывается версия, когда будет отмечаться приблизительный значимость (с допустимым перегрузом), но с требованием: от случая к случаю машина приезжает на пункт приема, они обязаны ослабить четкий вес.
Какова ответственность вслед за нарушение норм об обязательных е-ТТН?
Надежность уже прописана в законе о габаритно-весовом контроле для транспорте, который вступил в силу 1 октября 2021 лета (ст. 132-2 КоАП). В частности, после нарушение требований оформления и внесения сведений в товарно-транспортную накладную «светит» админштраф в размере через 1000 до 3000 необлагаемых минимумов (через 17 000 до 51 000 грн).
Кто такой против и что делать бизнесу, с намерением подготовиться?
Украинский бизнес можно разломить на серую и белую части. Напротив внедрения е-ТТН может быть «мутно-серый» бизнес, поскольку он опасается, почто данные об его перевозках станут доступны Мининфраструктуры и проверяющим органам. Им элементарнее заполнить «на коленках» несколько документов, вкатить подписи и поехать дальше, а не сообщать доходы или «светить кэш».
Благодаря) (этого первый совет для бизнеса – уложить в сознании, что, несмотря на скепсис е-ТТН, несомненно станет обязательной уже с 1 августа. Вторая: влындать, какую роль исполняет ваш фирма в цепочке обеспечения товарами, и адаптировать домашние процессы под использование электронной склад.
Уже сейчас следует выбрать своего провайдера, с которым хватит удобнее работать. Тогда есть до сей поры шансы получить от него безлюдный (=малолюдный) пакетный набор услуг, а действительно на ходу адаптированный под ваш бизнес-творение.
Уляна Букатюк
корреспондент , раздел Предпринимательство
Если Вы заметили орфографическую ошибку, выделите её мышью и нажмите Ctrl+Enter.
Напишите нам
минцифры ТТН е-ТТН товарно-транспортная коносамент
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики