Сeгoдня, с oслaблeниeм кaрaнтинныx oгрaничeний, нaпoмним o музeйныx сoкрoвищax, к кoтoрым стoит нaвeдaться кaк мoжнo скoрee
Кaждый гoд в Дeнь музeeв Укринфoрм рaсскaзывaeт читaтeлям o сoкрoвищax, кoтoрыe мoжнo нaйти в экспoзиции возможно ли зaпaсникax. Пoслeдний гoд нe сильнo спoсoбствoвaл oзнaкoмлeнию с музeйными кoллeкциями. Oднaкo нaши кoррeспoндeнты всe рaвнo нaxoдили вoзмoжнoсти прeзeнтoвaть интeрeснoсти сo всeй Укрaины. Сeгoдня, кoгдa кoрoнaвирусныe oгрaничeния oслaблeны, нaпoмним o нeкoтoрыx изо экспoнaтoв, чтoбы вы рeшили, к кaкoму изо ниx нaвeдaться кaк мoжнo скoрee.
1. "ЗУБAТЫЙ" ПЛAТOК С ПOЛOВИНOК
Нaзвaниe плaткa-пулки, кoтoрый стo лeт нaзaд нoсили жeнщины нa Житoмирщинe, прoисxoдит oт треп "пуловинка", то уплетать "половинка". Отличие его ото других платков в том, что к основополагающий части добавляли те самые "пуловинки", вышитые защитными орнаментами. Чего) платок становился не квадратным, а прямоугольным, и когда-никогда его повязывали, образовывал два "зуба". Считалось, зачем они оберегают свою владелицу с нечистой силы, которой было в избытке в окрестных лесах. Поэтому замужняя старуха носила пулку, чтобы уберечь себя, воспламенить много здоровых детей и самой остаться здоровой.
Эка, что такой полезный аксессуар был обнаружен не более чем в одном районе Житомирской области — Емильчинском. Свыше таких пулок не зафиксировано ни в одном месте Украины, утверждают музейщики. Ладно и в Емильчинском районе с начала ХХ века их поуже не увидишь. Чтобы полюбоваться платком-пулкой, игра стоит свеч посетить Житомирский областной краеведческий Эрмитаж.
2. МУЗЕЙ ДЛЯ МЕДИКОВ И ЛЮДЕЙ С КРЕПКИМИ НЕРВАМИ
"Территория, где мертвые учат живых" — сие о львовском Музее истории болезней. Ему поуже более 100 лет. Начиная с 1896 возраст здесь собирают органы, пораженные болезнями, фрукты с пороками развития (например, двухголовых младенцев) и прочее, какими судьбами представляет интерес для науки – препарируют и помещают в эссенция формалина для дальнейшего изучения и демонстрации. В довершение всего того, в коллекции учреждения есть картотека протоколов вскрытия и большая медицинская книжное собрание. Уже более 20 лет в музее проводятся экскурсии к студентов высших учебных заведений и учащихся старших классов со всей Украины, непрестанно приезжают туристы из Польши, Германии, США.
В прошлом году собрание пополнилась еще одним мрачным экспонатом — легкими человека, умершего через осложнений COVID-19.
3. ГДЕ Улыбкой) ЧУЖИЕ ПИСЬМА?
В Черниговском мемориальном музее-заповеднике Михаила Коцюбинского допускается узнать интересную историю о том, что один из знакомых писателя выучил хохляцкий язык. Шведский историк Альфред Йенсен путешествовал вдоль Украине с профессиональной целью. Узнав, сколько в Чернигове живет знаменитый литератор, напросился к нему в краски. Коцюбинский подарил Йенсену, который суффикс знал русский язык, сборник своих рассказов. И швед просто так ими заинтересовался, что перевел их возьми родной язык, а сам начал скачиваться с автором — и овладел украинским языком!
"Первые корреспонденция Йенсена – а это была мешанина шведского и русского языков – безмерно трудно читать. А уже последние — едва все написаны на украинском языке", — рассказала замдиректора директора музея по научной работе Наталья Коцюбинская.
Чем) же в музее хранится около 1200 писем Коцюбинскому с более 200 человек.
4. Оказание "ИСЧЕЗАЮЩЕГО ПАРИЖА"
В Херсонском художественном музее им. Шовкуненко позволительно увидеть пейзаж работы художника Михаила (Мишеля) Андреенко-Нечитайло. Нынешний модернист, который рос, учился и работал в Херсоне в начале 20 века, в 1920 году эмигрировал вот Францию. Там он продолжил с полной отдачей работать — создавал не только левкас, но и очерки и статьи на французском и украинском языках. Вплоть до 1994 года в Херсоне не было ни одного его произведения — тех) пор (пока(мест) частный коллекционер русского авангарда Рене Юнона не подарил музею наброски карандашом и масляное насыпь. Так, через много лет в "колыбели" Андриенко-Нечитайло появился "Остаточный Париж" (1948 г.).
5. Рибоп НА КОНЧИКАХ ПАЛЬЦЕВ
Среди нескольких сотен музыкальных инструментов, которые собрал в своем частном музее в селе Ишков тернопольский горнист Петр Катола, яркие и экзотические: украинская трембита, индусский ситар, финский кантеле, турецкая балама, африканская калимба с глиняным барабаном уду… А к тому же есть черная пластмассовая шкатулка с двумя антеннами. Для того чтоб "заиграть" на ней, нужно долгонько тренироваться. А еще — не касаться ее ни рукой, ни дыханием, не более водить руками вокруг. И тогда вроде из ниоткуда возникают странные "космические" звуки.
Сия шкатулка — терменвокс. Его точный 100 лет назад придумал и сконструировал общесоветский физик, изобретатель-экспериментатор Лев Термен. Представление работы этого необычного инструмента и сложен, и прост разом. Владелец музея может его растереть — и заиграть на терменвоксе "Місяць получи небі…".
6. Бритт МАРК ВЕСОМ В 30 ТОНН
Данный танк предназначался для армии Деникина, все же стал трофеем красноармейцев. Правда ли, кое-что изначально на нем была граффити "За Русь святую", которую новые владельцы заменили получи "Москвич-пролетарий"? Эту версию исследователи изучают с привлечением архивных документов. Хотя что известно точно — танк "Маркуха-V Composite" был изготовлен в Британии в 1919 году и весит 30 тонн. Уникален тем, подобно как был вооружен и пушкой, и пулеметами, в несходство от большинства машин этой модификации. Вследствие этого британцы очень завидуют харьковчанам и тысячекратно пытались выкупить экспонат. Но некто с 1940 года был и остается собственностью украинского музея. Так оно и есть, стоит не в самом Харьковском государственном историческом музее им. Н. Сумцова, а получи площади Конституции — великоват сей англичанин Марк для тихих залов.
7. БЫЛ Себя… СТОЛ
Был себе в Ужгородском скансене, в гуцульской хате изо приселка Кевелив, дубовый стол. Было в нем полдюжины круглых углублений. И рассказывали экскурсоводы, яко эти углубления использовались горянами в качестве тарелок. Садилась дом за такой стол, ела с выдолбленных в нем "тарелок", а п их мыли, выливая грязную воду изо отверстий снизу.
Однако этой в зимнее время сразу несколько исследователей вдруг усомнились в этой гипотезе. -де, "тарелки" расположены несподручно, да и не намоешься их — разведешь в доме антисанитарию. Приближенно какие функции выполняли те столы и углубления? Может, в них хранили муку? Готовили сыр? Делали пока какие-нибудь "калиброванные" вещи?
Определенного ответа на эти вопросы к тому же нет. А вот стол — есть. Какой угодно может увидеть его в скансене и пораскинуть умом: для чего же его сконструировали таким?
Лёнля Опанасенко, по материалам собственных корреспондентов изо проекта "Музейный экспонат".
Автор: AdminGWP
Рубрики: Без рубрики