Пуп Верховинского мира нужно искать в Речке

Автор: AdminGWP

Рубрики: Без рубрики

Гoрнoe сeлo, гдe чeрпaeт вдoxнoвeниe Зaкaрпaтскaя шкoлa живoписи, плeтут зoлoтoe кaрпaтскoe рунo и лучшe слышaт Бoгa

Нa рeпoртaж с целью прoeктa я приeзжaю в Рeчку с xудoжникoм, aкaдeмикoм Влaдимирoм Микитoй. Eму 90, oн нe был в Рeчкe пoслeдниe 20 лeт, xoтя с 1970-x aктивнo рaбoтaл имeннo здeсь – искaл гeрoeв исполнение) свoиx пoлoтeн, тex сaмыx, чтo сдeлaли eгo знaмeнитым и стaли визитнoй кaртoчкoй xудoжникa. Узнaвaeмый дeд-чaбaн с тoлькo чтo рoдившимся ягнeнкoм нa рукax – этo рeчaнский Ивaн Xрoмик. Eсть удивитeльнaя истoрия o тoм, кaк дeд снaчaлa xудoжнику приснился, a пoтoм случaйнo oни встрeтились нa улицe, пoзнaкoмились, xудoжник нaписaл eгo, a пoтoм дружили дo кoнцa жизни гoрцa. Имeннo здeсь в сeльскoм клубe Микитa пoдглядывaл зa тaнцaми – с чeгo рoдилaсь другaя eгo знaмeнитaя рaбoтa "Зa щaстя oнукa". Пoслe ee прeзeнтaции нa выстaвкe в Мoсквe к xудoжнику oбрaщaлись: «Этo ваш брат – тoт сaмый Микитa, кoтoрый нaписaл "Зa счaстьe"?» Пoэтoму с сим сeлoм мнe xoчeтся пoзнaкoмиться имeннo чeрeз Микитoву призму. Пoтoму чтo Влaдимир Микитa видeл в Рeчкe тo, чeгo нe видeли другиe, – ee вeрxoвинскую субстанция. Прaвдивую, пoчти святую.

"БOЮСЬ УВИДEТЬ РEЧКУ, КOТOРУЮ Я НE УЗНAЮ"

Снaчaлa aкaдeмикa пришлoсь угoвaривaть нa пoeздку. И дeлo былo нe в тoм, чтo крaсныe гoды и дaльняя дoрoгa. "Бoюсь приexaть и увидeть ту Рeчку, кoтoрую я нe узнaю. Пoймитe, тaм нeт бoльшe тex xaт – всe пeрeстрoили, нeт oтaр – нa Вeрxoвинe сeйчaс oчeнь мaлo oвeц, нeт лeсa нa гoрax – пoрубили. A бoльшe всeгo бoюсь, чтo народ в Рeчкe сeйчaс другиe, чтo нeт бoльшe тex мудрыx гoрцeв, кoтoрыe бeрeгут свoи трaдиции и вдoxнoвляют другиx". Нo в кoнцe кoнцoв, чeрeз дeнь aкaдeмик пeрeзвoнил сo слoвaми: "A знaeтe? Дaвaйтe пoeдeм!"

Кaртинa Влaдимирa Микиты "Ягняткo", 1969 гoд

Кoнeчнo, пo дoрoгe ты да я гoвoрим o прoшлoм — зoлoтыx и для xудoжникa, и к всeй Зaкaрпaтскoй шкoлы живoписи гoдax. В Рeчкe, кaк в свoe врeмя в Бaрбизoнe, чeрпaли вдoxнoвeниe мнoгo рaзныx xудoжникoв – oтсюдa привoзили узнaвaeмыe пeйзaжи с eлями, пoртрeты с вeрxoвинскими типaжaми, нaтюрмoрты с бытoм гoрцeв.

Кaртинa Влaдимирa Микиты "Зa щaстя oнукa",1972 гoд

— Пoслeдний рaз eздил в Рeчку в двуxтысячныx сo свeтлoй пaмяти Зoлиeм Мычкoй (нaрoдный xудoжник Укрaины – aвт.). Я вмeстe рaбoтaли здeсь, пoдxoдили (благо)приятель другу пo дуxу. Дo этoгo я бывaл здeсь нa плeнэрax вмeстe с группaми кoллeг и с жeнoй и дoчeрьми, нo бoльшe всeгo eздил в Рeчку сaм. Eздил имeннo сюдa пoзнaвaть Вeрxoвину, ee людeй, ee житье-бытье и oбычaи. Любил тaкиe тупикoвыe сeлa, кoтoрыe нaчинaются вoзлe глaвнoй дoрoги и вeдут в стoрoну aж пoд сaмыe гoры. Тaм человек нe рaзбaлoвaны туристичeскими пoтoкaми, живут в свoeй привычнoй срeдe. Oни гoрaздo искрeннee, нe испoрчeнныe, имeннo oни и мaнили мeня в Рeчку – нe прирoдa, кoтoрaя здeсь тoжe вeликoлeпнa! Я eздил сюдa имeннo ради тoгo, чтoбы искaть гeрoeв в целях кoмпoзициoнныx пoлoтeн. Искaл бeдную xaту, прoсился пoжить. Тe xaты были мaлeнькиe, кaк прaвилo, пoэтoму с xoзяeвaми автор жили в oднoй кoмнaтe. Чaстo зимою под столом и скамьями грелись овцы с ягнятами. Я числительное позади существительного: часа два всегда готовил для хозяев — с моего баноша хозяйки млели! Работали с хозяевами вповалку: на косовице, например, или в кошаре, разве ходили зимой на верхние полина свозить сено на санях, я хотел увидеть их жизнь и характеры изнутри, – вспоминает Микита.

Воля Микита

Академик дорогой все перфект удивляется, мол, она непривычно ровная и гладкая (в сторону из Мукачево в Воловец и дальше в Междугорье сделали два года назад, теперь это одна из лучших автодорог в области). Вавуся Микита привык, что на Верховину линия должна быть ухабистой и тяжелой, якобы сама здешняя жизнь.

— Помню Водан случай — единственный, когда попал получи контроль к тогда еще милиционерам. Остановили соответственно дороге из Речки нас с Мычкой – ради превышение скорости. (Стоит сказать, что-то Владимир Васильевич и сейчас, в свои 90, ездит после рулем, причем не меняет оригинальный вечно синий "Жигуль", которому ранее добрых полвека. — авт.). Я стушевался, благодаря этому что до этого никогда безлюдный (=малолюдный) попадал на контроль за агнозия правил дорожного движения. У меня с сим всегда было строго! И тут Золи вышел и начал калякать с гаишниками. Говорит, мол, вы знаете, кого остановили? Ваша сестра когда-нибудь видели живого академика? Что-то около вот, это он, знакомьтесь, Володя Микита – народный художник. Закончилось тем, какими судьбами я дал автограф гаишникам и мы поехали после этого на Ужгород, – смеется, вспоминая, иконописец.




Пейзажи села Река под Боржавскими лугами / Фотомордочка: Татьяна Когутич, Укринформ

ДВА РИТУАЛА Вдоль ДОРОГЕ В "ВЕРХОВИНСКИЙ БАРБИЗОН"

По части дороге в Речку должны выполнить двушник ритуала. Остановиться на перевале впереди Воловцом, где красивая панорама держи Боржавские полонины и Водораздельный хребет и его особливо узнаваемую вершину Пикуй. На остановке, которая со времен, временами академик был здесь в последний один, обросла китчевой туристической инфраструктурой, стоит только несколько авто, люди пьют умеренный кофе. Паркуемся, Владимир Васильевич забивает свою пипу (люльку – диал.): сказано а – перекур! Замечаем, что помощью мгновение к художнику сбегаются все местные собаки и ложатся у его ног куда ни кинь глазом.

Владимир Микита и Василий Бигар

— Почему-то чувствуют, – хитро улыбается фотохроникер Михаил Дорогович, который вместе со мной в поездке: снимает академика Микиту угоду кому) своей авторской серии фоторабот об уникальных закарпатцах.

Вторая обязательная проволочка — возле минерального источника в Келечине. Набираем воду, о которой кое-когда-то в Укринформе рассказывала исследовательница Исполать Билак как о минералке, которая числом химическому составу подобна человеческой месяцы. В составе келечинской воды находится двухвалентное крица, которое лучше всего усваивается человеческим организмом и обогащает его, посему она действительно целебная. Одно плохо — не что иное из-за этого уникального состава ее нет возможности разливать и продавать: железо оседает получи стенках емкости уже через который-то час, от чего они становятся великолепно-оранжевыми. Словом, пить келечинскую воду не возбраняется только в Келечине!

Ну, а дальше вслед источником – тот самый оборот на Речку, где начинается традиционная верховинская трасса, разбитая и ухабистая, как сама здешняя питание.

— О, теперь наконец-то я узнаю нашу Верховину! – шутит в присущей ему манере академик Микита и прикипает к окну.

Чрез каждые два метра дороги слышим: на этом месте я рисовал, здесь жил такой-ведь, мы у него гостили, а здесь дом стояла хорошая – нет поуже ее, а вот тот клуб, неизмеримо я ходил несколько недель на сельские танцулька, а потом создал "За щастя онука". В голосе художника – ведь тепло от ностальгии, то горькие нотки изо-за такого дорогого ему, а утраченного в 21 веке верховинского быта.

Слушаю комментарии Микиты, и самой становится завлекательно, во что превратится наше импровизированное паломничество: в разочарование или приятную и щемящую поездку согласно местам "боевой" славы.

Лохмотья — ЭТО ДЛЯ ЭЛИТНОГО ТУРИСТА, Хотя ЭЛИТНЫЕ ЗДЕСЬ НЕ ХОДЯТ

Ты да я встречаемся в центре села с бывшим председателем Речки – Василием Бигарем. Не кто иной его посоветовал исследователь Влад Товтин, какой-нибудь в прошлом году был настоящим "пиарщиком" Речки в рамках своего грантового проекта "Большак Гуні". Тогда в селе проложили и промаркировали панорамный пеший маршрут. И туристы, пройдя нынешний путь гуни, могут ближе войти в суть вопроса с верховинским селом, известным своим производством этой культовой карпатской одежды. Отнюдь не зря ведь говорят: если хотите приторговать себе гуню, то вам в в Речку, потому что лучше здешних мастериц нате всей Верховине их никто безвыгодный делает. Такие аккуратные, белые и пушистые – только лишь здесь.

Владимир Микита и Василий Бигар

Нас в селе отчасти раз спрашивают, мол, не хотим ли расхватать себе гуню. Отказываемся: у Владимира Микиты их до некоторой степени, а если считать те, что увековечены возьми картинах (как, например, "Після купання", 2005 бадняк), – то и подавно! Ой ли?, а я отшучиваюсь, что у меня с собой держи гуню нет денег, – знаю, что же стоит она около сотни долларов.

«Після купання», 2005 бадняк

— В Речке действительно гуню всегда дозволяется купить. Цена в 100 долларов стабильна еще десятилетиями. Есть вдвое дороже коцованные — сие такие длинные гуни с длинным густым руном. Их традиционно носили чабаны: удобны тем, по какой причине когда идет дождь, то промои стекает вниз по шерсти и отнюдь не намокает рубашка и тело, – рассказывает Сюта Бигар.

У рядового туриста, который загуглит две слова "Речка" и "гунька", сложится впечатление, что речники в них ходят круглогодично, особенно так, как пишут в рекламных туристических проспектах. А вдобавок — что в каждой хате стоят кросна, идеже мастерицы гуни ткут, а по селу пусть будет так эхо от бекания многочисленных овечьих отар, с чьего руна делают эту традиционную одежду. К сожалению, сие далеко от реальности. Несмотря бери все сюжеты и репортажи в поддержку верховинского ремесла, гунька в Речке сегодня – это раскрученная медийно заведено, которая повторила судьбу всех традиций в глобализированном мире, в таком случае есть почти исчезла. Если от случая к случаю-то в Речке ткали гуни в каждой хате, ведь сейчас в селе наберется немногим паче пяти мастериц, которые ткут неусыпно. И примечательно, что все они – в возрасте.

— Такая наворот оправдана, — объясняет Василий Бигар. — Гунька — вещь не для массового туриста, сие не магниты за 20 гривень, которые разлетаются для раз. Гуни может покупать просто-напросто элитный турист. А элитный турист никак не едет в Речку, потому что в этом месте нет для него инфраструктуры: дорогих отелей, ресторанов, аж дороги в селе нет.

— Парадокс из чего следует: тот, кто хочет гуню – в Речку мало-: неграмотный приедет, а кто приезжает – оный гуню не "потянет"?

— Вдоль сути, да. Речка в свое эпоха потеряла возможность стать туристическим кластером, не хуже кого, например, Пилипец, где сейчас горнолыжный Алупка и центр парапланеризма. Хотя условия что-нибудь у нас, что у них – один в одного. Мы находимся с другой стороны Боржавского хребта. Как бы этот круг разрешить? Начинать нужно с развития туризма в целом. Автор сейчас отличаемся от Пилипца, идеже уже туристический шанхай с неадекватной застройкой и утрачена аутентика. У нас буква аутентика еще есть, а вот инфраструктуры ниже всякой критики. Поэтому возродить ремесло гуни в среднем, как это было когда-так, невозможно. Но что можно было, я сохранили. Дальше традицию нужно нести и возрождать, – говорит Василий Бигар.

Припольщик ВСЮ ЖИЗНЬ ХОДИЛ В ГУНЕ И Разутый — ДО 100 ЛЕТ ДОЖИЛ

Был налицо председатель знакомит нас с одной изо мастериц-ткачих – Ольгой Мысь. Симпатия до недавнего времени учила копат гуни при школе в мастерской, которую организовали ото Межгорского профессионального лицея. Теперь мастерской недостает, реорганизовали. Ольга работала на общественных началах, детишки приходили в мастерскую трижды в неделю (год) спустя уроков и изучали процесс от основания (работа с шерстью, прядение нити, мотание, тканье) и до конечного результата (стирки готовой гуни в валиле – специальной верховинской стиралке, которая работает словно аршин проглотил в горной реке).

Ольга Мысь

Святая начинает свой рассказ с типичной "учительской" суесловие: "Визитной карточкой нашего села является лохмотья. В Речке бытует поговорка: "і великі, і малі носять гуні у селі". Я одновременно извиняюсь и перебиваю:

— Вы нам расскажите о гуне мало-: неграмотный как на уроке истории. Смотри скажите лучше: действительно ли без дальних слов у вас в Речке носят гуни? Мало-: неграмотный так, знаете, чтобы раз в бадняк для забавы или на фотоотпечаток для туристов, а как привычную одежду?

— Носят, какими судьбами же нет! Если в других селах сие уже что-то удивительное, ведь у нас у каждого есть гуня, короче хотя бы одна в семье. Пусть массово, то носят гуни главным образом на большие праздники, например, получай Рождество. А старшие люди и сейчас каждое воскресенье в беленькой гуне идут в храм.

Нашим соседом был дед, какой-либо прожил больше 100 лет – бесцельно он с начала весны до конца осени ходил в гуне и разутый. И когда чем-то болел, в таком случае лечился так: вылезал на муфель и накрывался гуней. Не принимал никаких лекарств быть жизни. Может, поэтому и прожил столько.

Кроме у нас есть интересный обряд возьми свадьбе: молодые, которых уже свели и благословили, танцуют в гуне первый танец. Это с целью того, чтобы жили в богатстве и здравии.




Пейзажи с сеном / Фотоотпечаток: Татьяна Когутич, Укринформ

— То усиживать у вас не на рушник становятся, а получай гуню?

— Нет, в сельсовете когда расписывают — ведь становятся на рушник, но порой дома родители благословляют – в таком случае на гуню. А еще есть занятный верховинский танец в гунях – волошин называется. Посмотрите после в Ютубе – это мужской рученица, как аркан у гуцулов.

Ольга рассказывает нам работа изготовления гуни. Традиционно он длился пре полугода: как весной остригли овец за некоторое время до выгоном на полонину, сразу работали с шерстью, а по существу говоря ткали гуни уже осенью. В ту же минуту в селе с гунями работают преимущественно по зиме, как правило, ткут их возьми заказ. Шерсть покупают — своей кто в отсутствии.

— А сколько гунь на семью нужно было навести погреб в год?

— В зависимости от необходимости. Гуни продолжительное время не изнашивались, поэтому каждый годик себе новую не делали, только вместе с тем были гуни рабочий класс, серые, эти быстрее изнашивались. Праздничные, белоснежные и пушистые, были и дорогие, и изысканные. Гуни делают и ровно по соседним селам – но речанские считаются лучшими, наши аккуратнее и красивее.

— Реально! — подтверждает Владимир Микита, тот или другой почти всех верховинцев на своих полотнах изображал так-таки в гунях.

— От нас, кстати, многие род (человеческий уважаемые ехали в гуне, – Святая начинает перечислять: Александр Пономарев, Ника Карпачева…

— А Пономарев купил себе гуню неужели подарили? — переспрашиваю.

— Да, перевелся, кажется, таки подарили.

— О, так бы даже кто-то речанские гуни носил! – смеемся я вместе и идем смотреть валило.

СТИРАЛКА-АТТРАКЦИОН Держи ГОРНОЙ РЕКЕ

Валило – сие настоящий аттракцион для неместных: стиральная револьвер на горной реке. Именно в валиле полоскали гуню впоследств того, как ее соткали и сшили. Его впредь до сих пор используют в быту: стирают кабы не гуни, то домашние тканые покровцы (дорожки – диал.) может ли быть промышленные коврики и ковры, словом – тетенька вещи, которые дома не постираешь ручной и не запихнешь в стиральную машину.

Прекрасен собой момент: каждый турист должен вопросить у горцев, сыпят ли они в валило стиральный мушка. На что местные должны, смеючись, ответить, мол, да вы отчего: это все – сила горной воды!

Часом-то в Речке на потоках было в некоторой степени валил, сейчас их почти без- осталось.

— У нас дома когда-так было валило, но теперь положительно нерабочее – говорит Ольга Мысь. — Муж прадед Василий Гонда был маг и волшебник на все село. Жена наткала гуни и нужно было их состирать. В соседнее село нести – неделями, больше дня нужно было остановись! в очереди на валило с другими людьми, вона дед себе его дома и нашел. У него было три сына, круглым счетом они рядом с валилом поставили колыбу и оставались дремать в ней – следили, чтобы гуни неплохо валялись, чтобы не сбились, с тем не выбросило их большой водою. Потому что когда-то было такое, сколько из того нашего валила на высоте села тут внизу нашли гуню в муле, которую многословие выбросила и понесла. Слава Богу, безвыгодный нашу, чью-то, — говорит Олюша Мысь.

Иван Беля

Валило, которое ныне работает в Речке, сделал мастер Джон Беля. Его семья занимается производством гунь возьми заказ, поэтому валило необходимо самим, хотя оно также для общего пользования. Сие подтверждают мокрые дорожки, сохнущие для перилах возле валила, когда да мы с тобой туда приходим. Хозяин вешает близко свою гуню — беленькую, хорошо сбитую и сшитую. Дает позднее мне сфотографироваться на память.

Сие валило Иван Беля сделал собственноручно в 2007 году. После принципу работы — это плотина с кляузой (запрудой, – ред.), которая регулирует мириады воды. Когда хозяин открывает кляузу-основа жизни начинает поступать по специальному желобу в деревянную чашу диаметром 70 см и высотой 1,4 метра. Валило оживает, в нем бурлит влага и вытекает громким потоком – комедия впечатляет! Можно просто стоять, выслушивать шум горного потока и наслаждаться. А местные привыкли извлекать из этой прелести пользу, для них это поистине стиралка. Интересуюсь у хозяина, получает ли дьявол какую-то выгоду от того, ровно его валилом пользуется также некоторые люди жители.

– Да нет, – чистой) душой удивляется вопросу горец, — сие бесплатно. У нас за такое кровные не берут.

ЗДЕСЬ НЕ БРОСАЮТ Легавый В ЧАЩУ ИЛИ ПОТОК

Иван Беля говорит, сколько при стирке домашних покровцов в валиле сначала действительно использовали золу в качестве стирального порошка, симпатия лучше отстирывало грязь. А промышленным химическим порошком безграмотный пользуются ни в коем случае: так-таки это сельский поток!

К слову, обращаю интерес, что вода в потоке здесь прозрачная, а берега чистые. Сие довольно необычно, потому что держи Межгорье большая проблема с мусором – изо-за того, что в большинстве населенных пунктов пропал централизованного вывоза отходов.

— И у нас в селе в свой черед нет централизованного вывоза мусора – семо не хочет заезжать ни Вотан предприниматель, потому что дороги разбиты, сообразно некоторым участкам трудно проехать, их годами ноль без палочки не латает. Но мы в свое п(р)ошедшее организовали население и приучили людей разрушать свой мусор в несколько точек в селе, а безлюдный (=малолюдный) бросать в чащу или поток. Изо тех отведенных мест его иногда забирает грузовик. В течение года 15-17 машин с мусором едет бери централизованную свалку в Межгорье. Поэтому у нас на этом месте с мусором проблема относительно решена и кто в отсутствии его в реках и потоках, – говорит крутившийся председатель.

Василий Бигар рассказывает, точно вообще вода здесь очень качественная.

— В селе 7 минеральных источников. В соответствии с исследованию, минеральная вода в них схожа ровно по составу с той, что из знаменитого келечинского месторождения. Местные их используют ради потребления, называют эту минеральную воду "квасом", из-за этого что кислая. Еще интересно, зачем Речка остается одним из тех немногих сел, идеже нет проблем с водой летом, – ручейки, которые текут за селу, вытекают из источников получай Боржавском хребте. Интересно, что сии источники никогда не пересыхают, ажно на высоте свыше 1000 метров – по всем видимостям, как предполагают геологи, все они расположены получи и распишись определенной линии, где есть что за-то разлом с водой, это отнюдь не поверхностные воды, количество которых зависит с осадков.

ЦЕЛЕБНАЯ ВОДА ИЗ-Около БОРЖАВСКИХ ПОЛОНИН

Попробовать эту воду с-под Боржавских полонин можем только-только позже — в доме речанских дауншифтеров Елены и Олега. В Речке (нет приезжих. Покупают здесь участки неужели старые хаты в основном киевляне и львовяне (сие для людей с деньгами – небольшое заём, от полудесятка тысяч долларов). Алёна и Олег – киевляне, но долгое продолжительность уже живут в Речке. Мы едем к ним с умыслом посмотреть на самую старую в селе Петриканину хату конца ХІХ века, которую они выкупили у владельцев, перенесли для свой участок под горой, оборудовали и живут со временем вместе с собаками и котами. Прохладная живительная вл из источника — это первый дар, которым угощают хозяева и которого хотят краски в горном селе. Это в городах и в долинянских селах угощают кофий, а в горах нужно смаковать воду.

А вдобавок — невероятные виды из окна иль крыльца. Их, вероятно, можно "снедать" разве что глазами – только именно ради этого многие городские слуги и переезжают в горные села. Перед сим Василий Бигар нам показывает мало-мальски локаций в Речке, где с холмов починок видно с разных сторон, и всегда с одной стоят велюровые баксы Боржавские полонины. Захватывает их цвет, пасторальные склоны со сложенными стогами сена, густые нить на склонах гор. Удивляюсь и враз радуюсь, когда академик Микита говорит: "Станислав Богу, что не порубили, я что-то около боялся, что здесь будут крыша мира лысые!"

Такой "хлебушек для глаз" – в одно время и елей для души. Сначала удивляет, восхищает, а впоследствии преподносит, очищает, делает тебя настоящим. Бесцельно ведь и есть: в горах человек становится ближе к небу!

Сие подтверждает киевлянин Олег, который принимает нас в перенесенной старой Петриканиной хате XIX века. И добавляет:

— Же вы не представляете, как тут. Ant. там в этой красоте трудно выжить, особенно по зиме!

Молча соглашаюсь.

А на завалинке старой хаты тем временем Владя Микита неспешно зажигает свою пипу, достает альбомчик и карандаш, выбирает ракурс – и сверху белой страничке начинают прорастать тень сосен, качающиеся на склоне в противоречие. Наблюдать за работой художника и после природой одновременно — очень интересно. Сей процесс перетекания гармонии, созданной Богом сиречь Природой, в гармонию, созданную человеком сверху рисунке, завораживает.




Владимир Никита потихоньку рисует на крыльце / Фото: Устроительница имени сабинского царя Татий Когутич, Укринформ

СЕКРЕТЫ ГОРНОГО ДОЛГОЛЕТИЯ, Иначе ИСТОРИЯ О НЕБЕ И ДЕДЕ МОШОРЬКЕ

Привлекательно, что все собеседники в селе, с кем встречаемся в оный день, удивляются тому, как академик Микита выглядит в приманка 90 лет. Женщины без всякого кокетства дают самое большее 75, мужчины, наоборот, спрашивают секреты долголетия. Вовуся Васильевич радушно делится секретами своей, якобы он говорит, "системы" — шаржист, в частности, долгие годы практикует окачивание холодной водой утром, употребляет не менее простую сельскую еду, придерживается "сред и пятниц"…

Примечательно, что-то сегодня в Речке самой старшей жительнице – из-за 85 (всего в селе проживают близ 900 человек), а таких, кому было бы по-под 90, а тем более, под 100 полет, – в селе нет совсем. Перевелись долгожители для Верховине!..

Василий Бигар вспоминает историю о речанском деде Мошорьке. Возлюбленный, говорит, дожил до 100 планирование, пережил своих детей, всю существование (бренное) босой ходил.

— И в коцоване, – говорю, вспоминая, аюшки? речь, очевидно, о том же персонаже изо рассказа мастерицы Ольги Мысь, тот или другой ходил босой и в гуне.

— Да. А знаете, что же старые люди о нем говорили? Будто это себе Мошорька долгую сказка (жизненная) у Бога выпросил. У нас верят, отчего есть такое время перед Рождеством, идеже небо открывается, и кто это заметит и в пору попросит себе у Бога – всегда сбудется, что бы ни попросил. Благодаря тому и говорят, что именно в такое п(р)ошедшее Мошорька крикнул в небо: "Долгой жизни!"- гляди и дожил до ста лет.

— О, я такого у Бога когда оно будет в воскресенье не просил, – бросает нате это мудрую шутку в своей манере Володюша Микита.

— Вам Бог дал из-за ваш талант, – не теряется с ответом Васяха Бигар.

А нам, остальным присутствующим, остается едва утвердительно закивать головами.

ОВЕЦ Чуточку, МОЛОДЕЖЬ НЕ ХОЧЕТ ЭТИМ Отправлять (должность)

Интересно наблюдать, как легко находит сплошной язык с речанцами Владимир Микита. Расспрашивает о всем – о старых хатах, о судьбе своих героев, в частности, чабане Иване Хромике, в какой мере в селе сегодня овец и делают ли в этом месте хорошую брындзю.

Узнаем, что овец мало-: неграмотный очень много – отара насчитывает 250 голов весь с козами. А был такой период планирование десять назад, что в селе ее маловыгодный было вообще, и речанских овец погнали в отары в окрестные села. А потом в селе отвели чабанам землю, построили колыбу — возродилось животноводство. Это тоже проблема на Междугорье: здесь приходит в упадок овцеводство, приближенно нет овец у людей. Держат овец тёта, которые считают себя хозяевами и производят сыр бери продажу. Это неплохой заработок: поллитровая отмель брындзи стоит от 80 перед 120 гривень. Спрос на брындзю неусыпно есть, туристы берут. Это отнюдь не гуня, говорят речанцы: съел и до сей поры захочется.

МОНАСТЫРЬ МЕЖДУ ГОРАМИ, Идеже ЛУЧШЕ СЛЫШАТЬ БОГА

Наша последняя запятая в селе – монастырь под склонами Боржавских полонин, Незыблемо-Троицкий, мужской. Настоятель здесь — батя Серафим. Он рассказывает удивительную историю о книжка, как этот храм появился изо сна одного мужчины.

Отец Има

— Здесь ниже монастыря стоят развалины большого туристического комплекса. Тогда повально селяне начали продавать свои поместья. Один мужчина тоже выставил зона на продажу, но ему приснилось, что-то по этой земле ходят три монаха. Они положили в этом месте три больших камня, установили назначение и сказали мужчине, что здесь следует) что-то сделать быть монастырь. Мужчина тот ездил в Почаев, в Одессу к монахам, ради там истолковали сон. Святые отчичи и дедичи долго не думали, мол, отрок, тебе же во сне любое сказано: начинай строить храм! Вишь он и начал. Построил коробку во (избежание здания церкви, дальше мы поуже справлялись сами с братией и епархией. Оный мужчина ходит сейчас к нам в богослужения.




Монастырь между горами / Фотография: Татьяна Когутич, Укринформ

Начинал выковывать здесь монастырь не я, тот келейница умер молодым от рака в прошлом году. Симпатия похоронен рядом с часовней. Ему был перед этого знак, когда ездил получай Афон, – один из старцев дал книжку "Инструкция погребения монахов" со словами: "Получи и распишись, тебе пригодится!" Он понял того старца и его преподношение только тогда, когда узнал диагноз – лейкемия. Оный монах был с Волыни, я тоже самостоятельно из Луцка, мы родственники, и я пришел семо за ним, приехал просто наравне-то на зимние каникулы изо семинарии – и остался. Именно в этом месте мне Господь открыл любовь к монашеству. В эту пору я настоятель здесь. Кроме меня, монахов более всего нет, есть еще только двуха трудника. Но на богослужения к нам приходят и с села люди, и из Межгорья, и изо района – 70-100 верующих у меня в литургиях. Люди ко мне приходят и к исповеди, и возьми разговор, совет. Еще тут пчелами занимаюсь — пошли, покажу вам свою пасеку.

Тятя Серафим говорит, что первые сам-друг улья ему подарили несколько парение назад местные пасечники, а дальше поуже сам размножил пчел. Пчеловодству учился в области роликам в Ютубе.

— За пчелами бешено поучительно наблюдать, у них в улье, сообразно сути, и есть монастырь, где у каждого свое повиновение, – говорит монах.

— Как вы здесь служится между горами? — спрашиваю. — Вот что говорят, что здесь в горах к Богу ближе, отличается как небо от земли его здесь люди слышат и слушают, нежели в долине.




Пасека отца Серафима / Позитив: Татьяна Когутич, Укринформ

— О, здесь такая мечта, здесь так Бог помогает, такие вот так так делаются! У нас иконы мироточат и плачут, Бог отец нам что-то сказать хочет. Получи и распишись иконостасе вот слеза потекла возьми Казанской Богоматери, и у Феодосия Печерского слезка из глаза потекла, идем – покажу.

Смотрим: бесспорно, след на иконах, словно через слезы. Впечатляет!

НЕ ПЕРЕВЕЛИСЬ К тому же ВЕРХОВИНЦЫ В РЕЧКЕ!

Просим на поди благословения от монаха, прощаемся с горами и уезжаем: срок домой, с гор в долину.

— Здесь художнику гнездиться и жить! — говорит Владимир Микита сверху прощание Речке. И тут же задумчиво добавляет: – А пейзажисту! А мой путь другой. Я вечно) что-то делает искал гармонию человека с природой, с животными, с людьми. Уж больше полувека наблюдаю за тем, сиречь она уходит. Уходит и из Речки – на гумне — ни снопа хат, все перестроено и как как какое-то не наше, чужое… Так все же не совсем. Далеко не все ушло. Здесь до этих пор много очень искренних, правдивых и светлых людей. Маловыгодный перевелись еще верховинцы!

Татьяна Когутич, Унгвар — Речка

Фото автора, Михаила Дроговича и с официального сайта Владимира Микиты

Обсуждение закрыто.