За что Вещий Олег хотел отомстить неразумным хазарам?

Автор: AdminGWP

Рубрики: Без рубрики

Испoлняeтся 120 лeт с нaчaлa aрxeoлoгичeскиx рaскoпoк в Xaрькoвскoй oблaсти, кoтoрыe oткрыли миру Сaлтoвскую культуру

"Aлaны, бoлгaры, xaзaры? 120-лeтиe oткрытия и исслeдoвaния сaлтoвскoй aрxeoлoгичeскoй культуры" — тaк нaзывaeтся выстaвкa, экспoнaты кoтoрoй рaзмeщeны нa чeтвeртoм этaжe Xaрькoвскoгo истoричeскoгo музeя имeни Сумцoвa.

ТЫСЯЧИ ЭКСПOНAТOВ СAЛТOВСКOЙ КУЛЬТУРЫ

Нo кaкoe oтнoшeниe имeeт имeннo нaш музeй к сущeствoвaнию этoй культуры с сeрeдины VIII дo сeрeдины X вeкa, иль этo прoстo знaк увaжeния к мирoвoй истoрии? — спрaшивaю у зaвeдующeгo oтдeлoм aрxeoлoгии музeя, кaндидaтa истoричeскиx нaук Виктoрa Aксeнoвa.

— Дeлo в тoм, — гoвoрит Виктoр Aксeнoв, — чтo дaвниe сoбытия, связaнныe с aлaнaми, бoлгaрaми и xaзaрaми, прoисxoдили имeннo нa тeрритoрии Xaрькoвскoй oблaсти. Здeсь, в Вoлчaнскoм рaйoнe, дo сиx пoр сущeствуeт пoсeлoк Вeрxний Сaлтoв, с нaзвaниeм кoтoрoгo связaнo oткрытиe дрeвнeй aрxeoлoгичeскoй культуры, пoлучившeй нaзвaниe Сaлтoвскoй.

Дoбaвлю, чтo нa выстaвкe пoкaзaнa 120-лeтняя истoрия исслeдoвaния пaмятникoв сaлтoвскoй культуры в oснoвнoм xaрькoвскими учeными, xoтя в тeчeниe длитeльнoгo врeмeни к ним присoeдинялись и другиe исслeдoвaтeли, в чaстнoсти aрxeoлoги изо Рoссии и стрaн Eврoпы. Всe oни стрeмились oтыскaть (и oтыскaли!) свидeтeльствa тoгo, чтo этa тeрритoрия кoгдa-тo вxoдилa в сoстaв тaкoгo oгрoмнoгo гoсудaрствeннoгo oбрaзoвaния, кaк Xaзaрский кaгaнaт, кoтoрый, гoвoря сoврeмeнным языкoм, силoй oбъeдинял пoд свoи знaмeнa чужиe зeмли. Тeрритoрия кaгaнaтa вo врeмя рaсцвeтa в VIII — нaчaлe IX вeкoв прoстирaлaсь oт Сeвeрнoгo Кaвкaзa дo Срeднeгo Пoвoлжья, oт Вoлги нa вoстoкe дo Днeпрa нa зaпaдe. Пoд влaстью кaгaнa нaxoдились мнoгoчислeнныe нaрoды, a имeннo: aлaны, бoлгaры, мaдьяры, слaвянe. Кaгaнaт дoвoльнo успeшнo бoрoлся с Визaнтийскoй импeриeй и Aрaбским Xaлифaтoм зa политическую гегемонию получай юге Восточной Европы, в Крыму и держи Кавказе.

— Выходит, именно здесь киевский кнез Олег собирался отомстить неразумным хазарам — "их селы и нивы вслед буйный набег обрек он мечам и пожарам", – в духе писал Пушкин?

— Не совсем (на)столь(ко). Гибель каганата связана с именем другого киевского князя — Святослава — и его походами 965 и 967 годов нашей эры. Да история как наука никого невыгодный осуждает, она лишь предоставляет данные тем, кто имеет право возьми обобщение. Поэтому приглашаю на выставку, тем больше, что все представленные здесь экспонаты, а их человек пятнадцать полторы тысячи, найдены во момент раскопок археологами исторического музея. В фондах музея держи сегодня хранится около 20 тысяч экспонатов салтовской культуры, рядом том, что общее количество археологических предметов составляет почитай (что) 55 тысяч, — объясняет Вика Аксенов.

По его словам, истощение Салтовской культуры связано с военно-политическим ослаблением каганата и выходом возьми политическую арену Древнерусского государства. Началом конца каганата, сиречь я уже говорил, считают походы в хазар киевского князя Святослава.

Зачинщик ИССЛЕДОВАТЕЛЬ — УЧИТЕЛЬ ИЗ САЛТОВА

Научные исследования могильников в Верхнем Салтове, рассказывает музейщик, начались с такого эпизода: в 1900 году учителю с Салтова Василию Бабенко стало кого хочешь спроси, что жители села после дождей возьми склонах Капиносового яра находят человеческие прах и различные вещи из размытых древних захоронений. Раз уж на то пошло же он с помощью местного селянина Василия Капиноса раскопал в его усадьбе первые катакомбные захоронения и получил яркие находки (женские прикрасы, глиняную посуду и тому подобное) и известил об этом членов Предварительного комитета сообразно подготовке в Харькове в 1902 году исторического XII Археологического съезда. Совет проявил живой интерес к находкам в Верхнем Салтове и отправил тама молодых и легких на подъем ученых Харьковского университета, ныне — имени Каразина. Тут-то в раскопках участвовали известные харьковчане, начиная с профессора Дмитрия Багалия — того самого, какой когда-то был ректором университета. В линия первого года были исследованы 18 катакомбных сооружений.

Спустя время. Ant. долго другой профессор университета — Александр Покровский — неординарно продолжил раскопки и открыл еще 28 катакомбных сооружений. Материалы сих раскопок были представлены делегатам XII Археологического съезда и привлекли участливость широкого круга ученых, а также местных меценатов, которые финансово поддерживали археологов, начиная с главного исследователя, учителя Василия Бабенко.

В 1910 году к раскопкам присоединились зарубежные ученые, в частности, свейский археолог Туре Арне, который на собственном опыте исследовал 12 катакомб, и доставил найденные товары в Стокгольмский королевский исторический музей. Итого до 1917 года на Верхнесалтовском могильнике было раскопано 325 катакомб, изо которых 255 раскопал Василий Бабенко.

С основания 1919 года работы проводились бери средства археологической секции Харьковского губернского комитета сообразно охране памятников. В Верхний Салтов из года в год отправляли археологические экспедиции Харьковского и Одесского археологических музеев, политпросвета, музея имени Григория Сковороды, Волчанского интеллигентно-исторического музея. К 1940 году для могильнике было раскопано от 400 задолго. Ant. с 500 катакомб, материалы из которых пополнили археологические коллекции мало-: неграмотный только местных музеев, но и исторического музея в Москве, Эрмитажа в Ленинграде и т.д.

Интересуюсь, на правах исследователи из разных стран определяли снаряжение находок, не ссорились ли?

— С момента открытия катакомбного могильника около Верхнего Салтова среди ученых никак не было единства. Во время XII археологического съезда ученые указывали держи определенные аналогии вещевого материала верхнесалтовских катакомб с материалами аланских могильников Северного Кавказа. Мастак Московского университета Дмитрий Самоквасов высказал догадка о хозарской принадлежности открытых памятников. Как раз, его мнение поддержали и учитель Васюша Бабенко, и профессор Дмитрий Багалий. Возле этом оба не отрицали культурных связей в обществе аланскими некрополями Северного Кавказа и Верхнесалтовским могильником. К иному выводу пришел ученый Петербургского университета Александр Спицын, какой-либо считал, что основное население Дона и Донца закачаешься время существования Хазарского каганата — иранское племечко, которое в разное время называлось сарматами, аланами, роксоланами, ясами, — рассказывает Тора Аксенов.

Однако, к сожалению, Вторая соглашение война прервала работы на Верхнесалтовском могильнике. Квалифицированная коллекций и соответствующей документации Харьковского и Волчанского музеев приставки не- удалось вывезти на восток, и они были утрачены то есть (т. е.) изъяты оккупантами.

Исследования возобновились в 1946 году близ участии членов экспедиции Харьковского университета и Института археологии Ин УССР. Необходимо было пополнить утраченные в годы войны коллекции, а и подготовить новых специалистов-археологов. Свою значение вновь сыграл учитель Василий Бабенко, кой, несмотря на возраст, охотно обучал молодых археологов методам поиска катакомбных захоронений.

Значительным толчком во (избежание исследований могильника стало строительство Печенежского водохранилища. В 60-е годы начинает работу Кочетокская набег Института археологии АН УССР, в ее товарняк входил отряд Харьковского университета и сотрудники Харьковского исторического музея. Было обнаружено 80 катакомбных сооружений, да из-за нехватки опыта изучена чуть часть из них. Тогда но в научных публикациях впервые указано, почто могильник возле Верхнего Салтова занимает агора около 100 га и содержит безлюдный (=малолюдный) менее 30 тысяч (!) катакомб. Сии цифры подтолкнули многих исследователей к определению Верхнего Салтова вроде центра этой территории, почти столицы, огромного города с многотысячным населением в хазарское эпоха.

СОКРОВИЩА МОГИЛЬНИКОВ И КАТАКОМБ

Просим музейщиков оповестить больше подробностей о могильниках и катакомбах, а равно как об участии в раскопках специалистов Харьковского исторического музея.

— Экспонаты выставки — фотографии, карточная игра, чертежи — свидетельствуют, что главным видом погребального сооружения у аланского населения Салтовской культуры была грунтовая коридор. Это сооружение, которое состоит с входного коридора — дромоса и погребальной камеры, которая располагалась в его торце. Коридор имеет ступеньки, от одной впредь до двенадцати. Глубина дромоса может образовать 4 м. Вход в погребальную камеру закрывался заложением деревянных досок иначе говоря плитой из песчаника. Погребальная дымник имела форму прямоугольника 2,0 х 1,5 м с закругленными углами, ее взгорье не превышала 1,3 м. В камеры помещались тела умерших людей. Они укладывались в вытянутом положении бери спине головой влево от входа. После головой покойника ставилась жертвенная трапеза — глиняный сосуд и мясо домашнего животного: коровы, овцы аль козы, яйца домашней птицы.

В начале 80-х годов XX столетия к раскопкам подключилась археологическая рассылка нашего музея под руководством заведующего отделом археологии Вячеслава Бородулина. По-под его руководством был открыт и получай протяжении ряда лет исследовался катакомбный некрополь возле поселка Старый Салтов, прощай в 5 км на юг от памятника, открытого Василием Бабенко. Им но в 1987 году было исследовано 14 катакомб салтовского времени, которые случаем обнаружили во время земляных работ в области расширению стрельбища на полигоне Харьковского военного училища в Волчанском районе, в 4 км получи север от Верхнего Салтова. Материалы изо катакомб этих некрополей позволяют отнести составление могильников ко второй половине VIII — началу IX в. н. э., В таком случае есть, к началу формирования Салтовской археологической культуры, — говорит Аксенов.

После словам специалиста, именно в захоронениях сих могильников найдены поясные пряжки, бляшки, застежки получи и распишись одежду, наборы украшений, амулеты, аналогичные тем, будто находят в аланских катакомбных захоронениях VIII — IX вв. н. э. Северного Кавказа. А о возможном участии в формировании Салтовской культуры славянского населения свидетельствует найденная в катакомбе бронзовая застежка-застежка, которая входила в набор украшений славянских женщин передсалтовских времен.

Результаты работы экспедиции музея позволили поднимать из руин наборы украшений, которые входили в наряд аланских женщин и детей. Эти наборы являлись наглядным свидетельством этнического, половозрастного, социального и имущественного положения аланской бабье в обществе.

Наиболее показателен, продолжает рассказишко Виктор Аксенов, набор украшений изо катакомбы № 119, который принадлежал женщине 20-25 парение с верхушки салтовской общины. На сие указывает присутствие в наборе шейной гривны и богатого ожерелья изо цветного стекла и сердолика, в который входило червон арабских монет, превращенных в подвески. Петли, к которым было прикреплено оперение, украшают крупные пряжки-пуговицы с створок морских моллюсков, которые были символом Великой Богини – матери всего делов живого. Платье женщины было дополнено поясным ремнем, нате котором висел набор солярных — с изображением солнца — амулетов, перидий с аксессуарами. Руки женщины украшали бронзовые браслеты, а сосиски — бронзовые и серебряные перстни.

У представительниц рядового класса мебель украшений в целом был схожим с описанным, же беднее: в ожерелье — только одна-двум серебряные или медные монеты-подвески.

Примечательно, что же показателем принадлежности молодой женщины изо другой катакомбы — № 93 — к определенной этнической группе являются подвески к головному убору, характерные с целью славянского населения южного Полесья, в таком случае есть древлян. Это дает ресурс полагать, что женщина из этой катакомбы была славянкой, зачем подтверждается антропологическими материалами. Она каким-в таком случае образом стала женой аланского воина и носила такой-сякой(-этакий) же набор украшений, как аланские бабье сословие.

Почти возле каждой молодой бабье сословие был найден набор предметов, которые археологи условно называют "сумочкой". Они унич в витринах выставки и состоят из ряда бус, чаще общей сложности белого цвета из роговика, зеркала и нескольких бронзовых зеркалец-пуговиц. До сей поры эти вещи имели не всего лишь утилитарное назначение, но и выполняли функцию оберегов-амулетов в защиту детородной функции молодых женщин и обеспечения многочисленного здорового потомства.

Унич на выставке украшения, сопровождавшие маленького ребенка, кто был похоронен вместе со взрослой женщиной: двум серебряные арабские монеты-нашивки, которые украшали ленту сверху голове девочки, бронзовые серьги, бусики из синего бисера, бронзовые амулеты с птичьими головками, бронзовые бубенчики и старшие бусины из черного стекла с глазками. Трендец эти украшения выполняли магическую функцию, защищая ребенка с воздействия злых потусторонних сил.

Обаче, представлены здесь и мужские украшения. Точно по словам исследователя, известно, что аланы были переселены в океанарий Северского Донца, чтобы обеспечивать потребности верхушки Хазарского каганата в продуктах земледелия, а в свою очередь осуществлять охрану торговых караванов, которые везли сокровища севера (мех, воск, мед и др.) в рынки юга, и обеспечить сбор дани с покоренных славянских племен – полян, северян, вятичей.

Военное обстановка алан представлено в витрине — хазарские сабли, металлические кистени, железные топоры-чеканы, бронзовые крючки с сагайдачного пояса. У каждого аланского воина для поясе висел набор ножей, которые имели тетанический спектр использования: и в качестве хозяйственного инструмента, и в качестве столового прибора, и в качестве оружия.

В свою очередь на выставке можно увидеть азы конского снаряжения, которые позволяли сверху большом расстоянии отличить аланского всадника через других. Голову коня украшал налобник, в трубочку которого вставлялся панаш из конских волос. Ремни оголовья и сбруи украшали маленькие и взрослые позолоченные фалары (бляхи), большие бронзовые мужские яички, которые подвешивались к ремням на тонких кожаных веревках.

Систему украшений аланы позаимствовали у социальной верхушки Иранской империи — шахов и представителей их двора. В присутствие(-ии) (моём налобника на голове коня у древний славянин свидетельствовало, что его хозяин относится к военной верхушке общества – сие сотник или тысячник.

Такое яркое конское отряжение было найдено в захоронениях коней — в отдельных ямах в одном ряду с катакомбами, в которых были захоронены их хозяева.

Спецификой лесостепного варианта салтовской культуры является на чьих глазах здесь погребальных памятников, оставленных представителями различных этносов. (на)столь(ко), при первых исследованиях катакомбного могильника поблизости Верхнего Салтова ученые открыли кортеж захоронений в обычных грунтовых ямах, которые оный же учитель Василий Бабенко связывал с представителями славянского этноса, которые вытеснили с этих мест хазар. Сегодня, говорит Аксенов, ведущей гипотезой по поводу этнической принадлежности грунтовых захоронений является видоизменение московского исследователя Геннадия Афанасьева. В соответствии с его мнению, ямные захоронения, (языко и катакомбы, оставлены аланами и являются следствием сохранения аланами традиций сарматов.

Пентикостарий КРЕМАЦИИ. ВЕЩИ ДОЛЖНЫ УМЕРЕТЬ С ХОЗЯИНОМ

В совершение интересуюсь, были ли присущи сим народам обряды кремации умерших.

— В одном изо некрополей — возле поселка Красная Пригорок Балаклейского района — найдены человеческие прах в грунтовых ямах или керамических сосудах-урнах,- отвечает Витяха Аксенов. — Вопрос этнической обстановка салтовских кремационных захоронений окончательно невыгодный решен. На сегодня существует хорошо основные версии на этот накладная: славянская, венгерская, тюркская и адыго-абхазская. Обитатели, которое оставило кремационные погребения VIII — IX вв. возьми Северо-Западном Кавказе и в лесостепном Донецко-Донском междуречье признается этнически родственным.

Исследованием сих кремационных комплексов в последние годы занимались, минуя представителей нашего музея и Харьковского национального университета им. Каразина, вновь представители Слободской археологической службы (подчинена Институту археологии НАН Украины). Материалы, полученные в результате сих работ, свидетельствуют о высокой степени вооруженности носителей кремационного обряда — сабли, сариса, топор-чекан, наконечники стрел. К сожалению, значительное добыча погребального инвентаря до нас мало-: неграмотный дошло. В связи со спецификой обряда многое погибло в погребальном костре. Интересной чертой погребального обряда было умышленное эрозия предметов вооружения, бытово-хозяйственного инвентаря, конского снаряжения возле возложении его в могилу. Считалось, по какой причине со смертью хозяина должны испустить (дух и его собственные вещи, которые в потустороннем мире окажутся целыми и будут наново служить своему хозяину. При этом поврежденные бебехи помещались отдельно от пережженных человеческих останков и образовывали бесцельно называемые тайнички.

Материалы выставки свидетельствуют, что-нибудь в Харькове сложилась собственная школа салтововедения, творчество которой связано с именем доктора исторических наук, профессора университета им. Каразина Владимира Михеева. В благодаря его усилиям в Харькове профессионально рос разряд археологов-салтововедов и был создан в 2000 году научно-обследовательский Международный центр хазароведения, начато словать ежегодника (рус.) "Хазарский календарь". Сейчас он приобрел положение международного издания, потому что его учредителями являются такие ведущие учреждения как бы Институт востоковедения имени Крымского НАН Украины, Междунациональный Соломонов университет (г. Киев) и Институт славяноведения РАН.

Исследователи в свое грядущее, а некоторые ученые и сегодня, связывали салтовские древности приставки не- только с Хазарским каганатом, но и с летописным населением — русами. Получай сегодня гипотеза украинского ученого Дмитрия Березовца, слаженно которой Салтовская культура лесостепной зоны Донецко-Донского междуречья может непременничать связана с русами, нашла свое пролонгация в работах московской исследовательницы, доктора исторических наук Елены Галкиной, которая считает салтовскую культуру в пределах лесостепной зоны культурой такого государственного образования, в качестве кого Русский каганат.

Таким образом, вопреки на то, что салтовские древности изучаются 120 полет, все еще остается много вопросов, которые нуждаются в исследовании. По-над их разгадкой как раз и работают харьковские археологи. Свидетельством аюшки? и является эта выставка, которая достаточно работать вплоть до июня 2021 г.

Приходите, экскурсии проводят числом графику, с соблюдением правил карантина — в масках и с дистанцией 1,5 м средь посетителями. А впечатление получите такое, почему запомните навсегда. Кроме всего прочего, вновь и поймете, почему Вещий князь Лёша пытался поставить на место неразумных хазар, которые планировали схватить полмира.

Светлана Лигостаева, Харьков

Фотоотпечаток Вячеслава Мадиевского

Обсуждение закрыто.