Мaссoвoe убийствo киeвскиx eврeeв (нe тoлькo иx, нo в oснoвнoм – имeннo киeвскиx евреев) в Бабьем Яру, которое состоялось в конце сентября 1941 годы, случилось ровно 76 лет назад. К большому сожалению, о нем пытались забыть думать почти сразу по истечению Второй мировой войны, а кое-что пытаются запамятовать до сих пор.
Посещение места массового захоронения в Бабьем Яру принадлежит к печальному долгу кто хочешь еврейской делегации в Киеве. На месте убийства растет трава и кусты, зрители бросают цветы вниз – хотя это и не в еврейской традиции, которая велит без- класть живое к мертвому, но вряд ли этот признак скорби и уважения может кого-ведь обидеть. Люди останавливаются и склоняют головы в тихой молитве …
«Уничтожение в Бабьем Яру» принадлежит к самым страшным массовым преступлениям Дальнейший Мировой войны. Оно является составной частью того, что гитлеровцы называли «окончательным решением еврейского вопроса» – когда другие народы они планировали покорить, то евреям и цыганам, по сим планам, просто не оставалось места на Земле, они должны были состоять истреблены. С началом войны против Советского Союза в 1941 году началось и массовое ликвидация советских евреев на захваченных землях.
29 и 30 сентября 1941 годы в Бабьем Яру зондеркоманда СС и второй батальон полицаев расстреляли более 33 700 мужчин, женщин и детей, относительная из которых составляли киевляне еврейского происхождения. Наверное, именно потому в Киеве со временем войны не осталось практически ни одного еврея (нескольких спасли их соседи река другие люди), и нет ни одной киевской еврейской семьи, которая бы далеко не оплакивала кого-то из своих родственников, погибших там. Сегодня в этом месте мало что напоминает об этом преступлении. Яр, расположенный на северо-западе украинской столицы, там войны было засыпано. Здесь был разбит парк культуры и отдыха, посажены тополя и быстрорастущие березы. Прохожие выгуливают тогда собак, матери гуляют с детьми по занесенными осенними листьями дорожкам …
Подкованность
Киев был взят войсками Вермахта 19 сентября 1941 лета. Позади солдат боевых частей шли воины зондеркоманды СС 4а, Айнзатц-группы С – сие были настоящие гитлеровские «борзые», которые специализировались на уничтожении еврейского населения других, ранее захваченных, стран. Всего десять дней понадобилось им, чтобы подготовить и обернуть Бабий Яр на массовое захоронение для тех евреев Киева, кто именно не покинули город. К началу войны в городе проживали 220 тысяч евреев, в миг захвата их оставалось около 50 тысяч.
Немцы «работали» согласно уже обработанному сценарию: развесили по всему городу плакаты, в которых предписывалось по всем статьям евреям собраться утром 29 сентября на западе города, на перекрестке. Они должны были принадлежит) при себе документы, деньги, ценные и теплые вещи. «Те евреи, которые неважный (=маловажный) выполнят эти требования, будут расстреляны» – было написано в этом приказе.
Многие изо тех, кто пришел к тому месту сбора, на самом деле думали, какими судьбами их будут переселять. Такое уже бывало в еврейской истории, такое поуже было недавно в Варшаве, где евреев переселили в гетто. Тем не поменьше, есть разница между переселением в гетто и расстрелом, которого обещали нацисты непокорным. Отчего бесконечная колонна людей покорно, пешком шла до бывшего еврейского кладбища – в основном, женский пол, дети и старики, потому мужчины были на войне.
Снимок немецкого фотографа Йоганеса Хеле (6-я обилие вермахта)
Убийство
Неподалеку от Яра людей заставляли отказываться от чего их ценности и документы, а еще – полностью раздеться. Раздетых, их загоняли майна. Ant. вверх группами по 10 человек и расстреливали – планомерно, целенаправленно, словно выполняя какую-ведь тоскливую, будничную работу. Их ждали три группы солдат и полицаев. Об этом, в частности, рассказывал Курт Вернер – эсэсовец с зондеркоманды 4а, который был осужден в Нюрнберге. «Евреи, которые приходили позднее, должны были ложиться на мертвецов, которых мы расстреляли до них. Стрельцы стояли после евреями и убивали их выстрелами в затылок», – таким был его сообщение.
Многие люди были похоронены живыми, потому что пули их всего-навсего ранили, но не убили – но, выбраться самостоятельно из братской могилы они еще не могли. Выжили немногие – например, 30-летняя Дина Проничева, которая должна была принять смерть вечером 29 сентября, упала на уже убитых еще до того, ни дать ни взять начали расстреливать ее партию. Она притворилась мертвой и ей удалось выбиться ночью из только немного припорошенной землей пропасти и убежать.
Получай следующий день, 30 сентября, убийства продолжились. Тысячи людей погибли вслед эти два дня в Бабьем Яру, а в последующие месяцы здесь были убиты всё ещё тысячи – советские военнопленные, партизаны, цыгане, психически больные, украинские националисты-повстанцы … Бабий Берег стал своеобразной «фабрикой смерти», где уничтожались те, кому нацисты и их пособники отказали в праве возьми жизнь. Убийства продолжались до середины октября, в конце концов, были убиты почитай все киевские евреи – 50 тысяч человек. Затем саперы взорвали Ложбина по краям, чтобы уничтожить следы массового захоронения.
До самого освобождения Киева 6 ноября 1943 возраст продолжались эти убийства. В общем, здесь погибли, только по официальным, до чрезвычайности неточным советским подсчетам, около 100 тысяч человек. По подсчетам, которые были сделаны уж после распада СССР, в независимой Украине – более 200 тысяч.
Карточка немецкого фотографа Йоганеса Хеле (6-я армия вермахта)
Память
За победы советских войск под Сталинградом стало понятно, что Украина может красоваться освобождена. Поэтому нацисты решили принять меры, чтобы скрыть любые последки своего преступления. Штандартенфюрер СС Блобель, который принимал участие в расстрелах в Бабьем Яру, вернулся семо, чтобы выполнить новую работу. 300 узников концлагерей выкапывали мертвецов и жгли их возьми политых бензином железнодорожных шпалах. Эта работа продолжалась почти до самого освобождения Киева.
Опять-таки советские правительственные учреждения после окончания войны не проявили большого интереса к поддержке памяти об этом преступлении. Трубадур Евгений Евтушенко отразил это в 1961 году в своем стихотворении, которое начинается строкой: «Надо Бабьим Яром памятников нет». Их действительно не было накануне 1976 года, когда был установлен монумент с надписью «Советским гражданам и расстрелянным немецкими фашистами военнопленным солдатам и офицерам Советской Армии». О фолиант, что подавляющее большинство составляли евреи, упомянуто не было – действительно, зафигом? «Советским гражданам» – это и так понятно … Только в 1991 году, почти что одновременно с распадом СССР, здесь появилась бронзовая менора – иудейский семисвечник, каковой стоит над еврейскими жертвами этого преступления. Свой собственный памятник получили и цыгане, и оставшиеся жертвы нацистов.
Бабий Яр стал синонимом массового уничтожения восточноевропейских евреев, – Говорит Рюдигер Недостает), представитель международной организации Claims Conference. – В отличии от газовых печей Освенцима, массовые расстрелы в Бабьем Яру безлюдный (=малолюдный) закрепились в коллективном сознании.
Мы должны вспоминать о том, что после этого произошло, чтобы не повторить еще раз ошибок прошлого, – это ранее слова мэра Киева Виталия Кличко. Как это с ним часто иногда, Виталий Владимирович неточно выразился. Это – не ошибка. Это – преступление. И автор этих строк действительно должны вспоминать о нем – сегодня в Украине. В стране, которая в этом году заняла одно изо последних пяти мест в неофициальном мировом рейтинге антисемитизма и ксенофобии. В стране, которая помнит.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Статьи