Референдум в Турции – только начало? Или Чего ждать Европе, Украине и НАТО

Автор: AdminGWP

Рубрики: Статьи

Пoкa xристиaнe вo всeм мирe прaзднoвaли вoскрeсeниe Иисусa – в oднoй с крупнейших исламских стран, Турции, по мнению многих, произошло воскресение Османской империи. Возьми референдуме о предоставлении президенту Эрдогану, по сути, диктаторских полномочий, с минимальным отрывом победили его сторонники. Как будто дальше?
Новости из Турции – из раздела крайне неутешительных: глава страны Реджеп Тайип Эрдоган победил на референдуме и теперь официально получает только что не ничем не ограниченную диктаторскую власть в своем государстве.
51,7% турецких избирателей (согласно предварительным подсчетам) позволили ему, как говорится, «делать все, ровно его левая нога захочет». Оппозиция, правда, обвиняет президента в подтасовке результатов и требует подбить по меньшей мере 60% поданных бюллетеней, однако у Эрдогана и без того шабаш власти, чтобы подавить любые протесты.
«Достиг я высшей власти»
(то) есть же может турецкий президент распорядиться своими новыми, неограниченными полномочиями?
Долженствует четко понимать, что вся эта история референдумом не заканчивается, а чуть начинается. Турцию ждет много изменений – в первую очередь, скорее всего, перестройка избирательного закона. Многие законы придется менять или адаптировать, чтобы социализм смогла «пройти» – подобное в мире случалось уже не раз, «демонтирование» демократии не является чем-то неизвестным в истории. Кроме того, никуда без- делись ни текущие турецкие проблемы, ни вызовы, как внутри, таким (образом и внешнеполитические, а также экономические. Все это как-то придется решать.
Возьми хоть, во внешней политике не следует ожидать, что, мол, диктаторская впредь Турция разорвет, как грозился Эрдоган, связи с Европой, покинет НАТО и заведет дружбу, хоть бы, с Тегераном или Москвой. Отказаться от европейских денег и натовской поддержки было бы, верно, просто смертельно для Анкары.
Так же, как и дружить с Путиным, безвозмездно подставляясь под удар ради его «супердергосударственных» амбиций – вообще, диктаторы любых стран безграмотный очень умеют дружить между собой, потому что считают себя через. Ant. ниже партнеров – даже союзники во Второй Мировой войне, Гитлер с Муссолини, полно время подсиживали друг друга, вмешивались в важные собственные дела партнера и ломали (благо)приятель другу планы.
Поэтому, скажем, той же Украине со стороны Турции нет нужды бояться – по крайней мере, некоторое время. Правда, диктаторы – люди архи непредсказуемые и нельзя точно сказать, что родится у них в голове позже, а пока ни для Украины, ни для Европы в целом ничего без- меняется.
По внутренней политике – это партия Эрдогана, АКР, до сей поры несколько лет назад составила собственную программу развития страны до 2023 годы – то есть, к 100-летнему юбилею республики – и зафиксировала в ней политические и экономические цели, вследствие чего Эрдогану придется изрядно попотеть, чтобы иметь, учитывая текущую ситуацию, так например какой-то шанс их достичь.
Так почему же оный референдум был таким важным для турецкого президента? Ведь у него, (как) будто у главы государства, уже есть весьма широкие полномочия. Оппозицию подавляют, многие политики-курды попали в тюрьму. Между тем, есть сразу несколько причин, почему Эрдоган предоставил референдуму такое сила.
Во-первых, уже после своего избрания на пост президента в летнее время 2014 года, он пересек конституционную границу тем, что взял сверху себя много руководящих полномочий, которые, согласно Конституции, принадлежат премьеру и правительству. Далее того, президент должен покинуть ряды своей партии и оставаться нейтральным точно по отношению к любой политической борьбе. Это правило он также систематически и назло нарушал. Все это делает его уязвимым – состояние, которое он вынужден перебороть тем, что легитимизирует свои нарушения, превратив их в свои права насквозь референдум.
Во-вторых же, и президентская система правления, которую по сути дела уже ввел у себя в стране Эрдоган, остается «на поверхности» исключительно вплоть до тех пор, пока его партия удерживает абсолютное большинство в парламенте и формирует власти. В случае коалиционного правления или, если другая партия самостоятельно придет к верхи (правда, сейчас это практически невозможно) – Эрдогану пришлось бы уходить. Июньские выборов 2015 лета показали, что абсолютное большинство для ердогановых исламистов-консерваторов отнюдь невыгодный гарантировано, поэтому президентское кресло до сих пор не было в достаточной степени устойчивым под «султаном».
Таким образом, изменения в Конституции понадобились Эрдогану в качестве гарантии удержания высшие круги, если его партия проиграет следующие выборы или хотя бы невыгодный удержит абсолютное большинство. Учитывая его популярность среди турок и прошлые победы, нужно предположить, что Эрдоган станет первым, кого изберут на пост президента новой республики.
Сие означает, что исполнительная власть останется теперь в его руках в любом случае – хотя (бы) если АКР не получит абсолютного большинства. Правда, это все в равной степени сделает его слабее, но, теоретически – он сможет удерживать правление давно 2029 года, а при определенных условиях – даже где-то до 2034-го.
Старые грабельки
Впрочем, речь идет не только о содержании власти, но и о ее расширении. Сие не очень заметно по сравнению с текущей ситуацией (Эрдоган уже безотлагательно контролирует АКР, премьер-министра и парламентское большинство). Важным является тот обязательно, что он получил так называемое «право декрета» (издание приказов, которые имеют силу закона) и эскомпт назначать большинство членов Высшего совета судей (аналог Конституционного суда) и прокуроров.
Лично он аргументировал свое желание получить дополнительные права необходимостью поддерживать политическую константность. И действительно – президентская система, которую он предложил, обеспечивает стабильность исполнительной начальство. Краткосрочные коалиции, которые сменяли друг друга в Турции в течение двадцати с лишним парение, с 1970 по 1990-е годы, должны окончательно уйти в прошлое. Но означает ли стабильная исполнительная царство стабильность в целом – это большой вопрос. До сих пор ни Гитлер, ни Путин, обеспечив себя «вертикаль власти», не обеспечили стабильности своим странам.
Конкретика заключается в том, что АКР и Эрдоган много лет форсируют нарратив «новая Оттаманская империя». Эта «новая Турция» получает новую модель правления … в европейской истории – до чрезвычайности-таки старую, известную и, откровенно говоря – не очень успешную. Внутриполитическая обсад в стране из-за референдума сложилась просто ужасная – он очень разделил осман, что можно увидеть уже из такой крайне малой разницы промежду «да» и «нет» – менее двух процентов. И этот раскол после референдума никуда без- денется – он будет только расти.

Обсуждение закрыто.