Громкая заочная ссора Александра Лукашенко с Путиным формально возникла путем установления РФ пограничного режима с Беларусью. Президент Беларуси был более чем не доволен таким шагом. Но претензий к «братской» России в Минск гораздо больше. Что стоит за конфликтом Минска и Москвы и к чему это может привести, – в материале сайта «24».
Россия толкает Беларусь хвост и в гриву
Свое возмущение недружественными действиями России Лукашенко выразил после того, как 1 февраля вышел приказ директора ФСБ Александра Бортникова об установлении пограничной зоны на границах Смоленской, Псковской и Брянской областей с Беларусью. В этих зонах появятся пункты въезда и предупредительные знаки. По мнению президента Беларуси, глава ФСБ «одним росчерком пера» перечеркнул межгосударственное соглашение между Беларусью и РФ по границе. Ведь таких зон между странами не было с 1995 года, когда Россия и Беларусь объединились в Союзное государство.
Существуют межгосударственные договоры и соглашения, и один какой-то министр, пусть даже сильный, ФСБшник, одним росчерком пера поставил крест на всех договоренностях, – сказал Лукашенко.
Россия объясняет свой шаг тем, что Лукашенко издал указ о введении сроком на пять дней безвизового режима для граждан 80 стран. Вводя режим пограничной зоны, Россия вроде бы хочет предотвратить проникновение на свою территорию потенциальных беженцев из третьих стран.
Россия решила на границе с Беларусью установить пункты пропуска
В то же время Александр Лукашенко опроверг информацию о том, что Беларусь планирует за этого конфликта выйти из состава постсоветских интеграционных структур – Евразийского экономического союза, Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или, собственно, объединенного Союзного государства. Все эти структуры с участием бывших советских республик, как известно, создала Россия, которая фактически является их руководителем и распорядителем.
При этом глава Беларуси считает, что Россия «толкает эти договоры в хвост и в гриву», и вообще российско-белорусские отношения переживают кризис. Одна из причин этого, по его словам – определенные силы в руководстве РФ, чьи действия расходятся с позицией Путина.
В последнее время ситуация развивается не очень хорошо. Но еще раз подчеркиваю: силы там разные. И Путин прямо мне говорит: «Ты не обращай внимания. То, что ты мне сказал, я даже этого не знаю, у нас настолько этот спектр …» Знает, не знает, то, наверное, знает, но не решился сказать, – говорит Лукашенко.
Двусторонний шантаж
На самом деле проблема в белорусско-российских отношениях – это не только установление границы. Скорее всего, это на данном этапе стало своего рода последней каплей. Лукашенко не впервые выражает свое недовольство действиями Москвы, но, похоже, это метод для шантажа. Как только Россия делает определенные уступки Белоруссии, Лукашенко снова играет на поле Путина. К примеру, Беларусь проголосовала против резолюции ООН о нарушении прав человека в оккупированном русскими Крыму.
В общем, «дружба» этих стран достаточно прагматична. Россия имеет свою геополитическую зону в центре Европы, сдерживая продвижение НАТО к своим границам. Минск за это получил экономические преференции: дешевый газ и нефть. Но именно вокруг этого между Москвой и Минском в последние годы постоянно возникает спор. В частности, Лукашенко считает, что газ для Белоруссии должен стоить 83 доллара за тысячу кубов. Но в 2016-м российский «Газпром» установи цену в 107 долларов.
Проблемы возникли и с поставками нефти. В 2016 году Россия сократила поставки в полтора раза. Одна из причин – долги Минска, который еще и за счет изготовления нефтепродуктов из дешевой нефти получает неплохую прибыль. Это привело к тому, что Александр Лукашенко обвинил Москву в экономическом давлении. Хотя достаточно пафосно заявил, что независимость для него важнее доступа к российской нефти.
С другой стороны, как отмечает доцент НТУУ КПИ имени Сикорского Евгений Магда, не надо забывать, что относительная экономическая стабильность Беларуси опирается на поставки российских ресурсов, прежде всего энергетических. Действительно, хотя Минск и не доволен ценой на газ, но у него один из самых низких тарифов в Европе. Поэтому союз с Россией для авторитарного Лукашенко, который не имеет тесных экономических связей с Европой, выгоден. С другой стороны, из-за антироссийских санкций уменьшилась и финансовая поддержка Беларуси Россией. Москва не готова с такой легкостью, как четыре года назад, дотировать белорусскую экономику.
Газонефтяной конфликт между Беларусью и Россией может положить конец союзу со старшим братом?
Есть также еще одна существенная проблема в отношениях «союзников»: недопуск белорусских товаров на российские рынки. Дело дошло до того, что Лукашенко поручил возбудить уголовное дело против главы «Россельхознадзора» Сергея Данкверта за ущерб белорусскому государству. Данкверт пригрозил перекрыть путь в Россию белорусской говядине и много раз блокировал поставки белорусских сыров, молока и яблок.
Но, похоже, это не особо повлияло на российское руководство, которое продолжает давление на Беларусь, начиная устанавливать пропускной режим на границе.
Принятие этого решения не самим Путиным, а одним из подчиненных, считает директор аналитического центра «Политика» Николай Давидюк, свидетельствует о том, что Беларусь для российского президента уже не на повестке дня. А сам Лукашенко стал для Путина неинтересным. Ставки Путина сегодня так выросли, что ему не до Белоруссии, которую он воспринимает как часть России.
Лукашенко так и не понял, насколько сильно изменился мир. Он не осознал британский Brexit, Дональда Трампа и роль Путина во всех этих процессах. В том числе, что касается войны в Украине и Сирии. Уже нет того мостика между Минском и Москвой, который когда-то назывался ЕврАзЭС. Путин на Беларусь смотрит исключительно, как на свои шесть областей. И поэтому решение белорусских вопросам отдал своим министрам, – отмечает политолог.
По словам Давидюка, Лукашенко до сих пор думает, что с Россией может быть так, как в старые-добрые времена. Когда Москва делала что-то «недружественное» в отношении Минска, Лукашенко напрямую звонил Путину и все решалось. И это было главным лейтмотивом недавней семичасовой пресс-конференции президента Беларуси.
По мнению Евгения Магды, действия России в отношении Белоруссии исходят из того, что Москва всегда старается держать своих союзников на коротком поводке. Поэтому вряд ли Путин пойдет на какие-то уступки Лукашенко.
Тихая оккупация Россией и изменение военной доктрины Минска
Александр Лукашенко несмотря на постоянные заигрывания с Россией, очевидно, понимает, какую угрозу представляет для Беларуси «старший брат». Недаром белорусский президент после аннексии Россией Крыма и решения военного конфликта на Донбассе достаточно активно поддержал идею создания в Минске переговорной платформы, куда уже три года подряд приезжают украинские и европейские чиновники. Президент Беларуси решил, что немного лояльности со стороны Евросоюза ему не помешает.
С другой стороны, по словам Евгения Магды, Лукашенко на постсоветском пространстве можно назвать самым последовательным союзником Путина. Но если уж Лукашенко выступает против Путина, то это свидетельствует, что действительно все не так гладко.
По мнению Николая Давидюка, президент Беларуси понимает, что Путин смотрит на него как на жертву. Причем очень скорую. Поэтому в Минске делают некоторые шаги, чтобы хотя как-то отмежеваться от тотального российского влияния.
Александр Лукашенко понимает, что надо готовиться к такому нападению, которое Россия осуществила на Украину. Но Украина всегда имела сильные, хотя и хаотичны, политические партии. Населения всегда имело ощущение свободы, альтернативы. Такого в Белоруссии нет и Лукашенко пытается десятимильнимы шагами это догнать, – говорит Давидюк.
Для России Беларусь уже давно стала частью территории
Однако, подчеркивает Давидюк, Лукашенко не будет отказываться от идеи консервации советского режима. Хотя, считает эксперт, это ему не поможет, так как у Путина идеология похожа, но гораздо сильнее – и при этом больше ресурсов, денег и большая армия. По мнению политолога, происходит тихая оккупация Россией Беларуси, что, хотя и негласно, уже стало причиной изменения военной доктрины. Кроме того, надо не забывать, что в Беларуси расположена российская военная база. (Кстати, сразу после заявления Лукашенко, неофициальный, так сказать, рупор Путина – Жириновский – призвал присоединить Беларусь к России).
Белорусские военные говорят, что главный враг теперь не только НАТО, но и Россия. Не так Беларусь нужна НАТО, как может быть завоевана Россией. Поэтому в Беларуси думают, как обороняться, – отметил политолог.
В то же время, как говорит Евгений Магда, выбранная Лукашенко модель поведения торга между ЕС и Россией, его попытки показать, что он такой принципиальный и последовательный, вряд ли приведет к каким-то существенных изменений во внешней политике Беларуси.
Лукашенко демонстрирует большую самостоятельность, но без политической и экономической поддержки со стороны ЕС и США это больше декларация о намерениях, чем реальные действия. Беларусь играет роль младшего партнера России независимо от того, какие заявления делает ее президент, – убежден Магда.
Поэтому поведение и резкие заявления Александра Лукашенко, возможно, и вызванные несогласием с отнюдь не добрососедскими отношениями со стороны России; одновременно сомнительно, что президент Беларуси готов к кардинальным действиям. Во-первых, поддержка со стороны России для уже «предпоследнего диктатора» в Европе очень важна. И экономическая, и политическая. Белорусская экономическая модель очень устарела и без финансовой поддержки России просто обанкротится.
Во-вторых, инстинкт самосохранения не позволит Лукашенко разорвать отношения с Путиным и реально повернуться в сторону Европы. Он понимает, что это грозит не только тем, что Россия оккупирует Беларусь, а Европа не станет вмешиваться. Самое ужасное – для него лично – он может лишиться своей должности. Причем это может быть не просто отставка. В Беларуси далеко не все полностью поддерживают президента и в случае обострения внутриполитической ситуации оппозиционеры вполне могут прибегнуть к радикальным действиям.
Автор: AdminGWP
Рубрики: Статьи